Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
27 учителей области (Золотарева П. Г., Пучкова Г. Б., ШашковаЗ.И., По година А. П. и др.), большие научные проблемы разрабатывали Шейн- керВ.Н ., ШнитманА.М., ВейцБ .Е ., ЧахленковаТ.Г. и др.). В конце 1958 года мы выпустили II том «Ученых записок», опубликовав в нем 13 работ преподавателей института. Несмотря на сохранявшуюся дробность тематики, этот том получил положительную оценку общественности Мурманской области и Министерства просвещения РСФСР. Научный коллектив института уверенно вставал на ноги и быстро увеличивал объем и повышал уровень научной работы, все больше посвящая ее актуальным научным проблемам. Когда возникала необходимость сроч но решить те или иные, прежде всего финансовые вопросы, мы не стеснялись обращаться в самые высокие инстанции и неоднократно пи сали письма самому Н.С. Хрущеву, бывшему в то время Председателем Совета Министров СССР [30, с. 9-11] Рассказ Юрия Николаевича нам хочется дополнить воспоминаниями его сына, Олега Юрьевича Климова, проректора университета в 1990-2000-е годы: В августе 1956 года мои родители с двумя сыновьями, одному из которых было семь лет, а младшему, т. е. мне, три с небольшим года, оказались в северном городе, где далее прожили более 17 лет. Первый месяц мы обитали в гостинице «Арктика», которая распо лагалась в центре города на месте современного многоэтажного отеля. В холле гостиницы стояло чучело бурого медведя, которое почему-то повернули носом в угол. На меня это произвело очень сильное впечат ление. Я, хотя и имел от роду всего три года, очень хорошо запомнил этот факт и крайне удивил родителей, когда значительно позже, лет через десять-двенадцать, рассказал им об этом. Первое впечатление родителей о Мурманске было гнетущим по одной простой причине: во всем городе почти не было детей, мало зелени. Мама в тревоге говорила: «Что же мы наделали? Куда, в какие далекие края привезли своих детей?». Но пришел конец августа, дети вернулись из пионерских лагерей, из деревень средней полосы, с дач, и стало ясно, что отсутствие детей в городе — дело временное и вызвано сезонными детскими миграциями. Родители вздохнули с облегчением. После пребывания в гостинице еще год жили в общежитии, потом семья получила отдельную квартиру. Мурманский государственный педагогический институт в то время был небольшим молодым скромным высшим учебным заведением, но в нем сложилась творческая атмосфера, работали яркие специалисты, которые имели большие планы профессионального роста, творили, писа ли, публиковались. Эта атмосфера творчества в значительной степени помогла многим преподавателям профессионально развиться, писать и защищать диссертации, успешно участвовать в конференциях, стро ить большие научные планы. Среди ученых того времени И. Ф. Ушаков, А. А. Киселев, 3. А. Витков, В.Н.Шейнкер, Л. А. Маслова, З.И.Шашко- ва, Б.Е. Вейц, А.М. Шнитман, Л .И .Житенёва и другие. Со многими из них у родителей сложились очень теплые и искренние дружеские отношения. После переезда в Мурманск и начала работы в Мурманском го сударственном педагогическом институте отец избирает то научное направление, которое становится для него главным и которому он от даст большую часть своей жизни. Это история Кольского края и других Северо-Западных областей России прошлого столетия, история револю ции, гражданской войны, иностранной интервенции и особенно история 20-х годов, НЭПа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz