Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

26 Начало пути не из легких: средств выделялось немного, но и с деньгами в руках нелегко было найти необходимое оборудование, книги и т. д. Мы попросили министерство выделить нам на первых порах средств побольше, сверх нормы. Там поморщились, покряхтели, но все-таки просьбу нашу выполнили: в течение первых 3-4 лет нам давали денег на оборудование примерно в полтора раза, а на книги — в два раза больше, чем полагалось по нормативам. Оборудование добывали различ­ ными путями: выписывали из Москвы и Ленинграда, туда выезжали некоторые преподаватели (в частности, В. А. Борисенко) и закупали необ­ ходимые приборы, материалы, инструменты и т. д., кое-что добывали на предприятиях г. Мурманска. В течение первых трех лет нам удалось создать в дополнение к имеющимся 2 лаборатории, 3 мастерских, 2 кабинета, небольшую лыжную базу. Кроме того, нам удалось несколько потеснить дошкольное педагогическое училище и получить несколько аудиторий для занятий. Но институт рос, помещений не хватало и при­ ходилось в течение нескольких лет заниматься в три смены: в первую смену — физико-математический факультет, во вторую — историко- филологический, в третью — заочники. Занятия с заочниками конча­ лись в 23 часа 30 минут. Работали в трудных условиях. Для занятий физическим воспитанием пришлось арендовать спортзал во Дворце куль­ туры им. С.М. Кирова. Правда, это было очень дорого, но министерство скрепя сердце выделило деньги на аренду. Мы как солнца ждали нового здания, в котором имели бы удовле­ творительные условия для учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Постепенно начал складываться коллектив вузовских преподава­ телей. Ядром нового коллектива были работники учительского ин­ ститута: В. А. Борисенко, Р. А. Буланова, И.Т. Демидов, П. Г. Золотаре­ ва, Г. С. Клеткина, И. Л. Любинский, А. П. Погодина, Л. Д. Ореховский, А. И. Седина, С. А. Смирнов, З.И. Шашкова. Вскоре Министерство про­ свещения прислало недостающих специалистов по математике (В. В. По­ тоцкий, П.К.Ляльков, А. И. Кельдиев), истории (3. А. Витков), физкуль­ туре (А.В. Серебрякова), русскому языку и литературе (И.С. Меркурьев), зарубежной литературе (В.Н. Шейнкер), иностранным языкам (З.И. Ма­ тюнина и Л. А. Маслова). Так к концу первого года работы в институте работало 23 преподавателя. В 1957-1959 гг. учебную работу различных кафедр проверяли рек­ торат института, обком КПСС, преподаватели Ленинградского педин­ ститута им. Герцена. Эти проверки показали, что на всех кафедрах преподавание поставлено на уровне вузовских требований, за исклю­ чением кафедры педагогики, в работе которой были отмечены очень серьезные недостатки, в результате чего педагогическая подготовка студентов осуществлялась слабо. С первых дней работы института мы уделяли большое внимание вопросам научно-исследовательской работы. В течение первого учебного года преподаватели института подготовили 5 научных статей, и в конце 1957 года вышел в свет I том «Ученых записок института», где были опубликованы работы 3. А. Виткова, В.Н. Шейнкера и И. Л. Любинского. Но уже следующие годы принесли успехи в научной работе. В коллек­ тив влились серьезные научные работники (А.М. Шнитман, И.Ф. Уша­ ков, Б.Е. Вейц, А.Д. Гетманова, O.K. Кочинева, Т.Г. Чахленкова и др.). Группа историков приступила к разработке вопросов истории Кольско­ го полуострова и партийной организации Мурманской области (Смир­ нов С. А., Климов Ю.Н., Витков 3. А., Ушаков И. Ф.), группа препода­ вателей приступила к изучению и обобщению опыта работы лучших

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz