Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
26 Начало пути не из легких: средств выделялось немного, но и с деньгами в руках нелегко было найти необходимое оборудование, книги и т. д. Мы попросили министерство выделить нам на первых порах средств побольше, сверх нормы. Там поморщились, покряхтели, но все-таки просьбу нашу выполнили: в течение первых 3-4 лет нам давали денег на оборудование примерно в полтора раза, а на книги — в два раза больше, чем полагалось по нормативам. Оборудование добывали различ ными путями: выписывали из Москвы и Ленинграда, туда выезжали некоторые преподаватели (в частности, В. А. Борисенко) и закупали необ ходимые приборы, материалы, инструменты и т. д., кое-что добывали на предприятиях г. Мурманска. В течение первых трех лет нам удалось создать в дополнение к имеющимся 2 лаборатории, 3 мастерских, 2 кабинета, небольшую лыжную базу. Кроме того, нам удалось несколько потеснить дошкольное педагогическое училище и получить несколько аудиторий для занятий. Но институт рос, помещений не хватало и при ходилось в течение нескольких лет заниматься в три смены: в первую смену — физико-математический факультет, во вторую — историко- филологический, в третью — заочники. Занятия с заочниками конча лись в 23 часа 30 минут. Работали в трудных условиях. Для занятий физическим воспитанием пришлось арендовать спортзал во Дворце куль туры им. С.М. Кирова. Правда, это было очень дорого, но министерство скрепя сердце выделило деньги на аренду. Мы как солнца ждали нового здания, в котором имели бы удовле творительные условия для учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Постепенно начал складываться коллектив вузовских преподава телей. Ядром нового коллектива были работники учительского ин ститута: В. А. Борисенко, Р. А. Буланова, И.Т. Демидов, П. Г. Золотаре ва, Г. С. Клеткина, И. Л. Любинский, А. П. Погодина, Л. Д. Ореховский, А. И. Седина, С. А. Смирнов, З.И. Шашкова. Вскоре Министерство про свещения прислало недостающих специалистов по математике (В. В. По тоцкий, П.К.Ляльков, А. И. Кельдиев), истории (3. А. Витков), физкуль туре (А.В. Серебрякова), русскому языку и литературе (И.С. Меркурьев), зарубежной литературе (В.Н. Шейнкер), иностранным языкам (З.И. Ма тюнина и Л. А. Маслова). Так к концу первого года работы в институте работало 23 преподавателя. В 1957-1959 гг. учебную работу различных кафедр проверяли рек торат института, обком КПСС, преподаватели Ленинградского педин ститута им. Герцена. Эти проверки показали, что на всех кафедрах преподавание поставлено на уровне вузовских требований, за исклю чением кафедры педагогики, в работе которой были отмечены очень серьезные недостатки, в результате чего педагогическая подготовка студентов осуществлялась слабо. С первых дней работы института мы уделяли большое внимание вопросам научно-исследовательской работы. В течение первого учебного года преподаватели института подготовили 5 научных статей, и в конце 1957 года вышел в свет I том «Ученых записок института», где были опубликованы работы 3. А. Виткова, В.Н. Шейнкера и И. Л. Любинского. Но уже следующие годы принесли успехи в научной работе. В коллек тив влились серьезные научные работники (А.М. Шнитман, И.Ф. Уша ков, Б.Е. Вейц, А.Д. Гетманова, O.K. Кочинева, Т.Г. Чахленкова и др.). Группа историков приступила к разработке вопросов истории Кольско го полуострова и партийной организации Мурманской области (Смир нов С. А., Климов Ю.Н., Витков 3. А., Ушаков И. Ф.), группа препода вателей приступила к изучению и обобщению опыта работы лучших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz