Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

274 Грани жизни вуза Был осуществлен научно-образовательный проект по изучению преподава­ ния экологических дисциплин в Нидерландах и Мурманской области и раз­ работка системы экологического образования в крае. В 1998 году издан сов­ местный учебник по экологии «Экология Мурманской области с основами общей экологии» (Шевченко А. В., Богданец Т. П., Василевская Н. В. (МГПИ), Коммандер Я. (Нидерланды). Сейчас уже можно сказать, что между нашим вузом и учебными заведе­ ниями Скандинавских стран существует многолетнее сотрудничество. МГГУ в 90-х годах участвовал в следующих научных и образовательных проектах: «История русско-норвежских отношений» (совместно с факультетом образо­ вания Университета г. Тромсё, Норвегия); «Социализация детей в условиях Арктического Севера» (совместно с Высшей школой г. Тромсё, Норвегия); «Фи­ зика плазмы» (совместно с Университетом г. Тромсё, Норвегия); «Применение компьютерной программы „Математика" в преподавании физико-математиче­ ских дисциплин» (совместно с Политехническим институтом г. Рованиеми, Финляндия) и др. Примером плодотворного сотрудничества ученых двух стран может слу­ жить разработанный еще с 1995 года учеными Мурманского пединститута и Высшей школой г. Тромсё совместный научно-образовательный проект «Обу­ чение и воспитание в условиях Арктического региона», в котором с российской стороны принимали участие ученые, работающие на кафедрах педагогики, психологии, медицины, начального и дошкольного образования нашего вуза. Руководителями научного проекта стали профессор Л. С. Беляева (Мурманский государственный педагогический институт, Россия), М. Брекке (Высшая школа г. Тромсё, Норвегия). Разработанный учеными Мурманска и Тромсё совместный научно-образова- тельный проект направлен на изучение особенностей обучения и воспитания, а при широком подходе — социализации детей и молодежи в условиях Аркти­ ческого региона. Практическая задача данного направления заключается в вы­ явлении и обобщении позитивного педагогического опыта стран и разработке своего рода рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование систем обучения и воспитания с учетом практики России, Норвегии, а также других стран Баренц-региона. В процессе осуществления этого проекта российские и норвежские исследо­ ватели работали по следующим проблемам: «Обучение учащихся демократии в средней школе» (Э. Ютреберг — И. Мещерова); «Молодежь, среда и будущие перспективы. Изучение взаимосвязи знаний и демократии в сравнительной перспективе» (Т. Леминг — В. Дранишников); «Развитие личности и индивиду­ альности в рамках гуманистической и коллективной традиции. Сравнительное изучение этики в педагогическом образовании в Тромсё и Мурманске» (А. Ес- пилид — Г. Урунтаева); «Условия обучения и воспитания коренного населения в Тромсё и Мурманске» (А. Йохансен — Л. Беляева); «Дети, среда, питание и здоровье» (Э. Ёвребё —А. Горбов); «Внешкольное окружение: среда для игр и обучения» (Ч.Мурдаль — Ф. Щербина). В 1999 году по данным проблемам в Норвегии вышел совместный сборник научных работ. На ежегодных научно-практических конференциях в вузе традиционно работает секция «Актуальные проблемы педагогической теории и практики за рубежом». И здесь основная тематика докладов связана со Скандинавскими странами. Назовем лишь некоторые из них: «Проблема подготовки учителя в Норвегии», «Современное состояние педагогического образования в Фин­ ляндии», «Проблемы изучения иностранных языков в Скандинавии», «Анализ работы с детьми, имеющими особые нужды, в Швеции», «Формирование эко­ логической культуры школьников Норвегии» и т. д. Важно, что студенты при подготовке докладов пользуются и зарубежными источниками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz