Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

25 № 43 от 23 февраля 1956 г.). Это важное событие в истории народного образо­ вания Кольского края, в развитии его духовной жизни, произошло в 1956 году. В своем докладе «Мурманскому педагогическому институту — 10 лет» А. А. Киселев писал: К середине 50-х годов стало очевидно, что Мурманской области нужно высшее учебное педагогическое заведение, которое могло бы готовить высококвалифицированных работников народного образования. Масштабы выпусков двухгодичного учительского института уже не удовлетворяли потребности школ Заполярья. Чтобы представить себе учительский институт накануне его реорганизации, можно вспомнить некоторые факты из отчета 1953-1954 учебного года. На первом курсе тогда училось 98 человек, на втором — 53, то есть всего 151 студент. Причем, как отмечалось в годовом отчете, контингент лиц, поступивших на первый курс, был совершенно не подготовлен для учебы в институте, поскольку они имели недостаточное школьное базовое образование: слабое знание математики, низкая грамотность, отсутствие знаний по предметам гуманитарного цикла. В институте работало 15 преподавателей. Этот небольшой коллек­ тив делал все возможное, чтобы дать студентам знания, необходимые в школе, привить молодежи любовь к нелегкой профессии учителя. Преподаватели налаживали связи со школами города, часто выступали перед учителями города. Условия для работы были крайне стесненными и трудными. И хоть институт занимал уже весь этаж в здании педучилища —это было всего шесть аудиторий, небольшой актовый зал и скромная библиотека. Все оборудование и учебные пособия были изготовлены самими студентами. Учебников не хватало, а по математике, литературе XIX века и пси­ хологии вообще не было. Под общежитие было предоставлено здание неполной средней школы № 8 по ул. Красной, 15 (ныне ул. Полярной правды), которое было мало пригодно для жилья. До 1948 года в здании не было ни канализации, ни водопровода. Дрова для отопления студен­ ты сами заготавливали в Мурмашах. В комнатах проживали по 12-15 человек, нередко приходилось уплотняться еще больше. Администрация сообщала в министерство: «Общежитие обеспечено твердым и мягким инвентарем, за исключением подушек». Министерство просвещения РСФСР обязывалось направить в Мур­ манск научных работников для заведования кафедрами педагогики, русского языка, литературы и математики до 15 августа 1956 года. Было предусмотрено в последующие годы послать для работы еще 12 специалистов. Приказ министра определял место размещения учебного корпуса педагогического института (пр. Сталина, 43) и студенческого общежития (ул. Полярной правды, 15). Тогда же было записано о строительстве учебного здания МГПИ по типовому проекту школы на 880 мест. Становление высшего учебного заведения всегда связано с большими труд­ ностями и проблемами. О первых годах работы института рассказывает за­ меститель директора по научной и учебной работе Ю.Н. Климов (1919-1921) в своих воспоминаниях, названных «Первые шаги Мурманского пединститута»: В начале августа 1956 года я приехал в только что созданный Мур­ манский педагогический институт, куда был назначен Министерством просвещения РСФСР на должность заместителя директора по учебной и научной работе. Пришлось принимать срочные меры, чтобы в самые короткие сроки создать хотя бы минимальную материальную базу. Но это была задача

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz