Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
260 Грани жизни вуза газетные статейки. Меня как краеведа, можно сказать, не было бы. Только издательство дает жизнь произведению. Учительские династии и семьи Учительская династия — ряд поколений учителей, отличающихся высоким уровнем педагогического мастерства, которое в значительной мере приобрета ется, хранится, развивается в семье и включает не только профессиональные, но и нравственные качества. Представители учительских династий работают в школах и различных учебно-воспитательных учреждениях. В истории МГПУ и развития народного образования области они занимают особое место, их представители работали и работают в нашем вузе. Это династии Филяно- вых-Чуниных (500 лет), Петровых (более 300 лет), Бернацких (около 300 лет), Демидовых (около 200 лет), Локоть (около 200 лет)... Династия Петровых Это, прежде всего, представители самой большой учительской династии в области — династии Петровых, насчитывающей свыше 250 лет педагоги ческого стажа. Глава династии Клавдия Степановна Петрова (Шульгина), выпускница Архангельского Епархиального училища, — работала в Архан гельской губернии, на Терском берегу и в селе Поной. В 1921 году там же на Поное и в Краснощелье, после окончания школы II ступени начала свою педагогическую деятельность и ее дочь — Глафира Николаевна Петрова, заслу женный учитель школы РСФСР, которая прошла путь от учителя начальных классов до декана факультета в нашем вузе. Ее педагогический стаж составил около 40 лет, из них 34 года она проработала в Мурманской области: в довоен ных школах — учителем русского языка и литературы, а затем инспектором школ, преподавателем в педучилище и пединституте, была первым деканом нового факультета ПиМНО в нашем вузе. Прекрасный педагог и организатор, она принимала активное участие в подготовке учительских кадров области, оказала большое влияние на творческие судьбы многих ведущих педагогов нашего края. Вот как вспоминает об этом заведующая кафедрой литературы Людмила Львовна Иванова: Запомнилось то, что Глафира Николаевна всегда приходила в наш дом не с пустыми руками. С подарком! И этим подарком чаще все го была книга! Из ее домашней библиотеки. Титульный лист всегда подписывался —■четким, характерно «дореволюционным» заостренно размашистым почерком. До школы книги вслух читала мне мама. Беско нечно перечитали мы с ней «Путешествие Нильсона с дикими гусями»... Любимая и первая сказка детства. Стихи Лермонтова. Поэмы Некрасова. Смысл, конечно, доходил до меня не всегда. Но сам строй поэтической речи нравился. Многое тотчас же запоминалось наизусть. У книги А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль» какая-то особая судьба! Думаю, моя жизнь и мое отношение к миру были бы иными, если бы мне — 6-летней девочке — не подарила Глафира Николаевна эту замеча тельную книгу. Я настолько поверила героине — Сашеньке Яновской, что она на долгое время стала для меня почти родной, реально суще ствующей сестрой. Глафира Николаевна радовалась тому, что книжки имеют на меня такое эмоциональное влияние. И, как говориться, подливала масло в огонь! В результате... я с интересом изучала в школе только ли тературу! Без внутреннего сопротивления поступила в Мурманский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz