Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

24 Начало пути Факультет 1 курс 2 курс 3 курс Физико-математический 29 18 12 Исторический 32 23 19 Литературный 26 24 17 Итого 87 65 48 А вот каким увидела учительский институт Зинаида Ивановна Шашкова, тогда начинающий преподаватель: 1 сентября 1953 года с глубоким волнением перешагиваю порог здания на ул. Ленина, где размещается Мурманский государственный учительский институт. Мне 29 лет. Позади 7 лет работы в школе. Какой будет встреча с новыми сотрудниками и студентами? Институт занимает один этаж здания. В нем два факультета — филологический и физико-математический. На факультете по 50 человек на двух курсах. Первые встречи. Заведующий кафедрой — И. Л. Любинский, един­ ственный кандидат наук. Сотрудники по кафедре — молодежь, мои ровесники: Р. А. Бусинова, Л. И. Житинёва, П. Г. Золотарева, лаборант кафедры — А. Н. Червякова. Все доброжелательные, вхожу в этот кол­ лектив естественно и просто. Многие из них становятся не только товарищами по работе, но и верными друзьями на всю последующую жизнь. Первые встречи со студентами. Большинство из них — взрослые люди с опытом жизни, некоторые — почти ровесники. Смотрят с любо­ пытством, но доброжелательно. Оправдаю ли я их доверие? Смогу ли стать вузовским преподавателем? С глубоким волнением произношу первые фразы лекции, постепенно успокаиваюсь и увлекаюсь материа­ лом, их внимание свидетельствует, что увлекаю и их. Приняли! Гора с плеч! [30, с. 8-9] Рождение Мурманского государственного педагогического института В годы пятой пятилетки (1951-1955) народное образование в Мурманской области получило новый размах. В директивах XIX съезда КПСС в эту пятилетку в СССР предусматривался переход от семилетнего образования на всеобщее среднее в столицах союзных республик, городах республиканского подчинения, областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. С этой целью увеличивалось строительство городских и сельских школ, актуальной стала проблема подготовки педагогических кадров. За пятилетие количество школ в области увеличилось, включая школы рабочей и сельской молодежи с 210 в 1950/51 учебном году до 276 в 1955/56. Количество средних школ при этом выросло в два с лишним раза и достигло 78. Одновременно выросло и количество учащихся с 48 436 до 64 860 человек. Число учащихся 8—10 классов увеличилось более чем в 4,75 раза и достигло в 1955/57 учебном году 12 966 человек. В связи с быстрым ростом в стране школ полного среднего образования и необходимостью увеличения подготовки учителей с высшим педагогическим образованием крупнейшие учительские институты были реорганизованы в пе­ дагогические институты. Вот почему на базе двухгодичного учительского института, существовавшего в крае с 1939 года, возник Мурманский государ­ ственный педагогический институт (Приказ Министра просвещения РСФСР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz