Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
23 условия не позволили ему заняться научной работой. В Воронежском пед институте он прошел шестимесячную педагогическую практику и к своей специальности «химик-биолог» получил звание «учитель». Затем тринадцать лет он был на преподавательской работе: учил биологии и химии студен тов зоотехникумов. К моменту его назначения в МУИ Всеволод Васильевич уже накопил опыт организаторской работы. Так, с 1936 года он руководил школами и педучилищем в Воронеже, был директором школы в Тувинской республике. С 1951 по 1953 годы был ректором, заведующим кафедрой пе дагогики Горно-Алтайского учительского института, который преобразовал в педагогический институт (ныне университет). Михаил Филиппович Филиппов (1897-1978), который сменил уехавшего В. В. Сигова, начал свою работу с руководства педагогическим техникумом в Старой Руссе в 1929 году. Затем приехал в Мурманск и стал в 1933 году первым директором Мурманского педтехникума, в котором еще преподавал историю. Его яркие, эмоциональные уроки и внеклассные мероприятия запо минались надолго. После войны он вновь вернулся уже в педучилище, был директором учительскогб института с 1951 по 1955 года, директором СШ-2 в Мурманске, областной заочной школы. В 1967 году вышел на пенсию и уехал в Горький (Нижний Новгород). Михаил Филиппович был человеком неорди нарным, что убедительно подтверждают факты его биографии. Родился он в крестьянской семье в 1897 году. Во время службы в царской армии окончил школу прапорщиков и стал подпоручиком-помощником командира роты. После революции три года служил командиром роты Рабоче-крестьянской Красной армии. После армии пошел на преподавательскую работу, окончил Ленин градский институт повышения квалификации кадров Народного образования и стал организатором народного образования. По воспоминаниям коллег, он был одним из лучших директоров своего времени: прекрасно знал программы по всем предметам и умело направлял работу учителей по ним. Был чело веком интеллигентным, тактичным в высшей степени. Систему подготовки педагогических кадров для школ и дошкольных учреждений знал отлично. Одним из первых проректоров МУИ по научной работе и заочному обу чению была Анна Петровна Иванова, чрезвычайно добросовестный и работо способный человек с удивительной тягой к знаниям. Она родилась в деревне Калининской области в 1896 году. Окончила Техническую школу и 8-й педаго гический класс гимназии в городе Петрограде в 1916 году. С 1913 года она работала учителем в школе, давала частные уроки, была агрономом, завучем и директором областных школ и окончила два института в Ленинграде: сельско хозяйственный (1924) и педагогический им. А. И. Герцена (1936). С 1938 года работала в гороно и директором школ в Кандалакше, Архангельске и Мурман ске. Всего четыре года проработала она в МГУИ, преподавала русский язык и литературу, была заместителем директором вуза, заместителем секретаря партийной организации, членом местного комитета и зарекомендовала себя как безупречный, инициативный, энергичный, знающий свое дело человек. Недаром еще в 1947 году она стала отличником народного просвещения. Владимир Афанасьевич Борисенко в своих воспоминаниях пишет: Весь учительский институт размещался на третьем этаже Мурманско го педагогического училища и имел в своем распоряжении 5 аудиторий, физический кабинет, небольшую библиотеку, часть ее была отгорожена под читальный зал, который позже был перегорожен и ныне на этом месте размещаются лекционная аудитория математики, деканат физмата и кабинет методики математики. План приема студентов был установлен такой: на физмат — 50 человек, на историческое отделение — 25, на ли тературное отделение — 50. Итого 125 человек. Так, в 1947/48 учебном году на 125 мест выдержали экзамен только 87 абитуриентов. [30, с. 6]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz