Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

22 Начало пути А еще он всегда призывал учителей, представителей администраций школ бережно относится к молодым учителям, оказывать на первых порах необходимую помощь и поддержку. Два года пролетели, как один год. Наступил выпускной вечер. Всево­ лод Васильевич, как всегда, в строгом темном костюме, ослепительной белизной сияет сорочка. Торжественный, немного взволнованный. Все сказанные им в тот вечер слова были особенно искренними и значитель­ ными. Вручая диплом, он каждому сказал напутствие — свое, только для него найденное слово. Мне он вручил диплом с отличием. В этот вечер Всеволод Василье­ вич делился с нами своей мечтой о будущем института. Мечтал о том, что институт будет расти, в нем будут лучшие кадры, выпускать он будет высокообразованных специалистов, и, конечно же, будут у нас новое, необыкновенной красоты просторное здание, а в большом, свет­ лом вестибюле доска, где золотом будут написаны имена студентов, окончивших институт с отличием. Во время «застольной» части вечера он был очень весел, танцевал с выпускницами, много шутил, разговаривал с нами по душам, как с равными. Мне сказал: «Я одобряю твой выбор. Помни, Василий — надежный человек!» (За несколько месяцев до этого мы поженились с сокурсником Василием Чекушкиным). Мы с мужем восприняли эти слова как благо­ словение. И здесь наш наставник не ошибся: в 1998 году мы отметили «золотой» юбилей. В заключение можно сказать одно: Всеволод Васильевич был человек неординарный. Он был Личность. Пользовался всеобщим уважением (не случайно был избран членом горкома партии). Думается, что с его прямым, открытым характером, с его честолюбием ему нелегко было осознать себя в роли соседа по коммуналке, а ведь так оно и было, ведь институт занимал только третий этаж здания педучилища. Сту­ дентам приходилось на занятия по физической подготовке ходить в дом офицеров или еще куда-нибудь. Были и другие неудобства. По всему видно было, что эта проблема была самым больным местом директора института, но он никогда не подавал вида, что его это волнует. Мы, студенты, могли только догадываться об этом, зато не раз слышали, как он вслух мечтал о будущем института. Через два-три года после окончания института я потеряла его из вида, и только по слухам узнала, что он уехал то ли на Дальний Восток, то ли на Сахалин, и там должен был возглавить пединститут. В памяти Всеволод Васильевич остался навсегда ярким, колоритным, выдающимся и в то же время очень душевным человеком. И даже теперь, уже XXI веке, когда беру в руки диплом об окончании Мурманского государственного Учительского института, я ощущаю тепло рук Всеволода Васильевича Сигова. [54, с. 10-14] Читая эти теплые воспоминания ветерана педагогического труда, мы думали: каким светлым, добрым должен быть руководитель учебного заведения, т. е. администратор-чиновник, чтобы почти через 50 лет писать о нем с такой любовью и благодарностью. Нам остается только уточнить, что Всеволод Васильевич Сигов родился в 1908 году в Воронеже. В 1931 году он окончил биологический факультет Воронежского государственного педагогического института. Как способному студенту ему предложили место на кафедре Сент-Иллера (известная в мире династия ученых-энтомологов) для научной деятельности, но материальные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz