Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

237 бондарь, прибыл он в Мурманск. В Москве для выпускников училища, отъезжающих в далекие края, был устроен прием в ЦК комсомола. Первый секретарь ЦК комсомола А.Н. Шелепин лично каждому вру­ чил теплую стеганую фуфайку, шапку-ушанку, рукавицы и валенки. Так, во всяком случае, рассказывал мне Виктор Васильевич, который был на той встрече. Шли годы, Виктор мужал, мудрел. Окончил два техникума: строительный и физкультурный. Хороший спортсмен стал неплохим организатором, некоторое время был директором Дворца спор­ та в Мурманске. Но, как он сам признался, всегда тянуло к детям. Возможно, это следствие его фактической беспризорности в военные и послевоенные годы, когда почти каждый более сильный и наглый мог оскорбить, обидеть меньшего. Да и возраст подростка кидает в разные стороны, без мудрой руки и слова старших не обойтись. И перешел Виктор Васильевич на преподавательскую работу, а знаний маловато. Тогда, уже зрелым человеком, он поступает в наш институт и более чем успешно оканчивает, приятно удивляя преподавателей знаниями. «Седины позорить не хочется», — отшучивался он, оправдывая свою старательность. Уехал Виктор Васильевич с Севера в 1993 году, отдав ему сорок лет своей жизни. И сейчас он на преподавательской работе в родных Ахтарях, что на Кубани. Надо сказать, что на заочное отделение часто поступают предста­ вители какой-либо одной профессии. Появляется некий лидер — пер­ вопроходец своего рода, и за ними идут другие. Вслед за Виктором Васильевичем наш институт окончили многие спортсмены, в том числе чемпион мира по биатлону Андрей Зенков, мастер спорта международно­ го класса Анатолий Кубасов, учитель школы № 23 Игорь Николаевич Костриков, удостоенный высокого звания Заслуженного учителяю. Тешу себя мыслью, что к высотам педмастерства его подвигли и те знания, которые он приобрел, будучи студентом-заочником нашего университета. Было время, когда кадры для Вооруженных Сил нашей страны гото­ вили средние специальные военные училища. В запас их выпускники уходили капитанами, в лучшем случае — майорами. Для получения оче­ редного звания нужно было иметь высшее образование. Поэтому в конце семидесятых годов на заочном отделении института училось очень мно­ го офицеров. Высшее образование давало им, кроме продвижения по службе, и гражданскую специальность. В 1979 году сверх плана приняли (бесплатно, с разрешения Ми­ нистерства народного образования РСФСР) группу на исторический факультет. Среди них выделялась «группа Камала». Капитан морской авиации Камал Жантуев — балкарец — родился в цветущих долинах Киргизии уже после депортации своего народа с Кавказа. Окончил рус­ скую школу, проходил срочную службу стрелком-наблюдателем дальней авиации. После военного училища служил в морской авиации. Общи­ тельный, исключительно добросовестный, он не мыслил ни себя, ни своего народа вне России. Выйдя в отставку, переехал в Нальчик. Встре­ чи с ним утвердили меня в мысли о том, что он своих жизненных устоев не изменил, хотя, надо признаться, в данный момент антирусские настроения в Нальчике еще сильны. Были среди заочников и «афганцы». Среди них С.Ф. Мищук, Н.М. Якуш. Что поражало в них? Все, с кем приходилось беседовать, все, будто сговорившись, хотели воспитывать детей. Подчеркиваю — все. Они не знали друг друга в лицо, но говорили об одном. Почему? И они, и я, естественно, не можем дать исчерпывающий, однозначный ответ. Видимо, здесь целая гамма чувств, мыслей, желаний, действий. Может,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz