Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

236 Грани жизни вуза ков. И обсудили, и выпустили (еще до начала конференции) сборник статей участников конференции. А ими были не только представите­ ли Северо-Запада, но и Белоруссии, Москвы, Ульяновска, Ставрополя и других городов России. Если уж говорить о конференциях, то мы со временем вышли на довольно-таки высокий уровень их проведения не только по географии вузов, но и по качеству их содержания. К нам приезжали на конферен­ ции-семинары, к примеру, лауреат премии Правительства РФ 1998 года в области образования Р. И. Лалаева, с которой вуз долгие годы успеш­ но сотрудничал (а начиналось все с подготовки заочников-логопедов), провели две международные научно-практические конференции: в марте 2000 года по проблемам подготовки учителей начальных классов через заочную форму обучения с участием вузов Северо-Запада, Финляндии и Норвегии; в ноябре 2002 года —на тему «Заочное образование: Теория и практика. Качество образования». В последней конференции участво­ вали преподаватели вузов от Калининграда до Барнаула и педагоги из Голландии, Норвегии, Швеции. Я впервые услышал, что в Голландии существует закон об образовании взрослых, чего у нас нет и, судя по нынешней ситуации в стране, и не будет. В восьмидесятые годы двадцатого века учебный процесс на заочном отделении был построен таким образом: четыре учебно-методические сессии плюс хорошо спланированная и организованная деканатами и кафедрами с помощью сотрудников заочного отделения межсессионная работа для студентов, проживающих южнее Оленегорска, три выездные сессии в Апатиты. Для мурманчан, колян и североморцев — дважды в неделю занятия в родных стенах. Итогом такой организации учебного процесса явилось то, что наш вуз четыре раза занимал первое место среди педвузов РСФСР третьей категории, а число студентов-заочников превысило число очников. Сейчас стало в порядке вещей ездить вузовским представителям по городам и весям для проведения там учебных занятий, более того, многие столичные вузы принимают вступительные экзамены в школах нашей области. А сколько мнений, толков и кривотолков было в нашем вузе, когда по инициативе доцента Д. А. Рзаева мы впервые в 1979 году выехали в Апатиты на так называемую выездную сессию. Пришло тогда всего лишь 25 студентов на 12 преподавателей. Но через год мы уже стали выезжать по два раза, и всегда не менее 200 студентов ждало нас. Надо сказать, что во многих вузах России заочное отделение рассматривали как своего рода испытательный полигон. К примеру, чтобы обкатать учебный план, все его «за» и «против», открывают прием по той или иной специальности сначала на заочном отделении, а потом уже —на очном. Причина, видимо, здесь в том, что обучение на заочном отделении для государства обходилось в три-пять раз дешевле, а если учесть в экономической эффективности заочного образования отдачу от трудовой деятельности заочника, то такое обучение для государства было практически бесплатно. Кто же учится у нас? Вот здесь я хотел бы остановиться на одной особенности заочной формы обучения — на ее социальной значимости. Она, эта форма, дает возможность получить высшее образование, в том числе и педагогическое, тем людям, которые по той или иной причине не могут получить его на стационаре. Вот эту специфику, перенимая наш опыт, уловили за рубежом. В 1985 году окончил исторический факультет Виктор Васильевич Марухно. В шестнадцать лет, холодным сентябрем 1953 года, после окон­ чания Азовского строительного ремесленного училища по профессии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz