Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

232 Грани жизни вуза торого оказался сильный, мужской, красивый голос; поздоровался за руку. Разговор зашел «о жизни». Он задавал неформальные вопросы о семье, преподавании истории в школе, о работе над кандидатской диссертацией. Через минут десять я сделал несколько приятных выводов: ректор хорошо знал проблемы школы, и, что для меня было важнее, он умел слушать, ему были интересны мои суждения. Часто Э.К. Лявдан- ский соглашался с моими выводами, дополняя их своими наблюдениями и аргументами, иногда с юмором, по-доброму спорил, но «не давил» авторитетом должности. Это был редкий случай, когда чиновник такого уровня не соблюдал в общении субординации. Вероятно, мы были друг другу симпатичны, потому что встречались очень часто. Первые годы работы в МГПИ я активно занимался обще­ ственной деятельностью. Совместно с комитетом комсомола института организовывал шефство студентов над воинским захоронением в Долине Славы, ходил в походы по местам боев, на Терский берег, проводил сле­ ты ветеранов 10-й гвардейской дивизии, которые приезжали в Мурманск с разных концов СССР. Приходилось постоянно обращаться к Э.К. Ляв- данскому, так как все финансовые и организационные вопросы решал сам ректор. Это был исключительно демократичный человек. В то время я был всего лишь ассистентом, но низшая вузовская должность не мешала мне в любое время, без предупреждения, входить в кабинет Эдуарда Кон­ стантиновича. Все вопросы он решал сразу, давая четкий ответ «да» или «нет», подробно объясняя, почему он занимает такую позицию. При мне ректор снимал телефонную трубку и звонил в бухгалтерию, профсоюз, государственные и общественные организации, чтобы получить нужную информацию и найти возможность решить возникшую проблему. Но больше всего я благодарен Э. К. Лявданскому за огромную по­ мощь в создании музея «Народного образования Кольского края». Не все знают, что Эдуард Константинович спас школьный музей СШ-10 г. Мурманска. Весной 1985 года директор этой школы потребовала срочно освободить помещение от экспонатов, мотивируя тем, что будут расширяться школьные мастерские. Тогда я пошел на «поклон» к ректо­ ру. Эдуард Константинович внимательно выслушал мой долгий рассказ. Проблема заключалась в том, что в институте не хватало помещений даже для проведения учебных занятий. Ректор хорошо понимал меру ответственности за сохранность основного фонда музея. В очередной раз в нем педагог победил чиновника, через час я получил машину и вывез экспонаты музея в институт. В 1987 году было построено новое здание вуза, и я наконец по­ лучил для музея специальное помещение. Эдуард Константинович не только оказал финансовую поддержку, связанную с перепрофилирова­ нием школьного краеведческого музея в вузовский музей «Народного образования Кольского края», но и принял непосредственное участие в практической работе по его созданию. Мы вместе обсуждали эскизы музея, сделанные художником Александром Глущенко, планиров али размещение экспозиций. Подбирали материал для стендов и витрин, решали вопросы технического оснащения музея. Ректор нашел возмож­ ность выделить ставку для освобожденного директора музея, которым стала специалист, музейщик с большим стажем работы Елена Федоровна Дудакова. Э. К. Лявданский был активным участником создания традиций наше* го музея: проведения встреч ветеранов педагогического труда и войны, организации научно-практических конференций, встреч с участниками

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz