Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

21 многом зависит от того, в какой обстановке проходит работа актива этой организации. Сейфы с документами общественных организаций тоже находились в его кабинете. Особое значение придавалось проведению демонстрации 7 ноября и 1 мая. Задолго начиналась работа по оформлению колонны, составлялся план и эскиз колонны. Но самая большая сложность была в том, чтобы явка студентов на демонстрацию была 100% или хотя бы близкой к этому. Дело в том, что студентов в то время было всего около 200 человек, среди них были иногородние, которым на праздники хоте­ лось уехать домой. В деле обеспечения явки на демонстрацию больше всего доставалось общественникам, особенно нам с Родиным Анатолием. Беседовали с каждым студентом. Всеволод Васильевич также вникал во все детали подготовки. Кому-то из студентов он давал возможность уехать домой, но чаще иногородним предоставлялся небольшой отпуск после демонстрации. Остальные, естественно, должны были безогово­ рочно участвовать в демонстрации. И надо было видеть довольное лицо Всеволода Васильевича, его гордо вскинутую голову, когда он проходил во главе колонны МГУИ. По обе стороны от него мы с Родиным Анатолием, секретарь парторга­ низации Фокеев Леонид Михайлович, заместители директора, далее — преподаватели и студенты. Подходя к трибуне, Всеволод Васильевич покидал колонну, поднимался на трибуну (как член горкома партии), а колонна продолжала шествие дальше. Но главной задачей коллектива преподавателей, и в первую оче­ редь директора института, была всесторонняя подготовка студентов к работе в школе. На первый взгляд, такая задача кажется мало вы­ полнимой, чтобы за два года подготовить полноценного учителя (для работы в 5 -7 классах, а многие сразу после окончания института рабо­ тали в старших классах). И все же. Делалось все возможное и даже невозможное, и результат был на лицо. Большинство выпускников Учительского института были прекрасны­ ми учителями, многие становились методистами — давали открытые уроки для учителей города. Немало выпускников работало на адми­ нистративных должностях. Большая часть выпускников позже заочно оканчивала пединституты, но все же основную подготовку, основной багаж знаний давал Учительский институт. Многие с этим багажом (плюс самообразование) успешно дорабатывали до пенсии. А подготовка была действительно всесторонней. Помимо основной программы много занимались факультативно по различным предметам. Лично для меня (и не только) отличным университетом были лекции по педагогике, которые еженедельно (факультативно) читал второкурс­ никам Всеволод Васильевич Сигов. Темы были самые разнообразные, самые актуальные и интересные. Лекции часто превращались в диалоги, даже диспуты. Очень интересно и продуманно была организована практика в ба­ зовой школе № 10 (ныне гимназия №2). В дни практики студенты находились в школе с утра до вечера, там мы чувствовали себя как дома. Был тесный контакт практикантов с учителями и директором школы (многие учителя были выпускниками Учительского института). Контакт был и между коллективами школы и института. Об этом, а именно о всесторонней подготовке студентов, и еще о многом дру­ гом говорил в своих страстных выступлениях Всеволод Васильевич с трибуны традиционных августовских собраний учителей города. Он характеризовал каждого выпускника, который получал направление на работу в школы города.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz