Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

227 отдыха детей» и инструктивно — методического лагерного сбора, осу­ ществляющегося на базе вуза: содержательный аспект практических занятий направлен на такие формы коллективных творческих дел, ко­ торые можно проводить не только на свежем воздухе в солнечную погоду, но и в помещении — в ненастную. Будущие вожатые знако­ мятся с разнообразными видами флоры и фауны города Мурманска на практических занятиях по экологии, учатся самостоятельно прово­ дить экскурсии в городе; подбирают методический материал для бесед с детьми познавательного направления, на воспитание у них потребно­ сти соблюдать правила этикета и санитарно — гигиенические навыки; изготавливают наградной материал: грамоты, медали, вымпелы, поздра­ вительные открытки, воспринимающиеся детьми с большей радостью, чем приобретенные в книжных магазинах; учатся изготовлению раз­ личных поделок; осваивают репертуар детских песен (преподаватели Е.В. Горева, Н. К. Сергеева, А.Н.Миронюк, А. Е. Букина, Н.И.Обрезко- ва, Е.Ф. Дудакова и др.) С середины 90-х годов студенты МГПУ обеспечивают организацию летнего отдыха детей городов Мурманска, Североморска в городских оздоровительных лагерях, возглавляют подростковые трудовые отряды по очистке города от мусора, ухаживают за памятниками, цветочными насаждениями со своими воспитанниками, ходят с ними в походы по линии Молодежной биржи труда, объединения «Подросток», Центра детского и юношеского туризма и других организаций. Традиционно около 40 студентов выезжают на практику в город Геленджик в ДОЛ «Североморец». Более 50-ти лет исполнилось сотруд­ ничеству нашего вуза с Медслужбой Северного Флота, предоставляющей студентам базу летней педагогической практики. [26, с. 488-491] Эдуард Константинович Лявданский 1 сентября 1977 года ректором Мурманского педагогического института стал Эдуард Константинович Лявданский (1936-2003). Ленинградец, окончил педагогический институт им А. И. Герцена и аспирантуру. Работал учителем рус­ ского языка, литературы, истории, директором школы. С 1974 по 1977 годы — директор Ленинградского областного института усовершенствования учителей. Перед ним открывалась прекрасная карьера, однако он сделал совершенно нелогичный выбор — поехал в Заполярье, в самый северный институт страны. В Министерстве народного просвещения РСФСР, подписывая приказ о его назначении ректором МГПИ, заместитель министра задал вопрос: «Зачем Вы едете в Мурманск?». Он ответил: «Хочу влиять на интеллектуальный климат в Мурманске» Это ответ оптимиста, романтика, мечтателя... Его отъезд из столицы действительно был поступок на уровне жизни. Не за карьерой и деньгами он поехал, как большинство новоявленных мурманчан. Он шел, следуя своей идее. Все, кто чувствует в себе силы и способности, всеми правдами, неправдами норовят, наоборот, перебраться в столицу. Отток способностей, ума, таланта —явление постоянное для края, и оно, конечно, про­ цветанию города не способствует. Он же в противовес многим отъезжающим и вместо них приехал в город «влиять на его интеллектуальный климат» поступок идеалистический, целеустремленный, редкостный. Появление нового ректора вызвало живой интерес у педагогической обще­ ственности города и, в первую очередь, у преподавателей и студентов. Доцент Людмила Львовна Иванова вспоминает: В рыбацком северном городе интеллигентный, моложавый Лявдан­ ский (ему в ту пору было чуть больше сорока) выглядел эдакой «пи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz