Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

20 Начало пути и во время лекции представил студентам и преподавателю физики Владимиру Афанасьевичу Борисенко. С этого дня я стала студенткой Мурманского государственного учи­ тельского института. Сначала я не могла до конца понять, что со мной произошло, как я смогла так быстро принять решение, перевернувшее всю мою жизнь, порушившее все предыдущие планы. И только много позже мне стало ясно — это была колоссальная сила убедительных слов Всеволода Васильевича, его способность понять собеседника, помочь ему принять правильное решение, сделать правильный выбор. Ведь о принятом тогда решении стать учителем я никогда не пожалела и не жалею до сих пор. Через два месяца после поступления в институт меня избрали секретарем комсомольской организации института, а через год я стала кандидатом в члены партии. С первых дней институт стал для меня (да и для большинства студентов) родным домом. Там мы находи­ лись с утра до вечера. Лекции кончались поздно. Перекусив что-нибудь, снова возвращались в те же стены. Одни — позаниматься, вспомнить пройденное в школе, а теперь крепко забытое. Это были в основном ребята, пришедшие из армии, прошедшие войну. Другие — поломать голову над трудными задачами под руководством Ивана Тимофеевича Демидова. Кто —сыграть в шахматы с любимым преподавателем, напри­ мер, с доктором Тарасовым Леонидом Андреевичем или с Владимиром Афанасьевичем Борисенко, а то и с самим Всеволодом Васильевичем — он был большой любитель шахмат. Филологи читали стихи, историки корпели над многочисленными томами исторических «гроссбухов». Редактор стенгазеты Вирин Сергей громко обсуждал с редколлегией проект очередного номера «Студента Заполярья». Музыкант Валентин Анисимов, никогда не расстававшийся со своим аккордеоном, разучивал с хористами новые песни, а любители бальных танцев трудились над разучиванием замысловатых «па» вальс- гавотов и полонезов. К слову: инициатором организации танцкласса бальных танцев был Всеволод Васильевич. Как-то он представил нам, студентам, желающим освоить бальные танцы, очаровательную пару —молодых супругов Свиридовых (если мне не изменяет память на фамилию), больших специалистов танцевального искусства, которые согласились обучать нас непростым танцам. В результате через некоторое время был полный успех: на институт­ ских вечерах мы танцевали не только вальс-гавот и полонез, но и еще несколько красивых танцев. Часто эти вечерние занятия продолжались до полуночи, и очень часто Всеволод Васильевич покидал свой кабинет вместе с нами. Много внимания уделялось в институте развитию общественной активности студентов. Директор и партийная организация всячески поддерживали тех, кто принимал активное участие в общественной работе, поднимали авторитет общественников. Всеволод Васильевич придавал большое значение качеству проводимых мероприятий, но также и форме. Если собрание торжественное, по случаю государственных праздников или юбилеев — обстановка должна быть неординарной, праздничной, с соответствующей случаю символикой, атрибутикой. Не одобрял, если заседание комитета комсомола или профкома про­ ходило где-нибудь в уголке, в закутке (институт ведь жил в очень стес­ ненных условиях). И комитету комсомола, и профсоюзному комитету для проведения рабочих заседаний предоставлял свой кабинет, а место секретаря комсомольской организации или председателя профкома было за столом директора института. Считал, что авторитет организации во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz