Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

204 Грани жизни вуза в совхозе «Тулома». Здесь мы были свидетелями осуществления за­ мысла тогдашнего руководителя нашего государства Н. С. Хрущева по выращиванию кукурузы в нашем крае! И как сокрушался руководитель хозяйства, показывая участок, засеянный кукурузой, говоря нам, что лучше и результативнее для хозяйства было бы здесь посеять овес. Но не выполнить спущенную сверху директиву он не мог. Различная общественная трудовая деятельность в студенческие годы помогала привить нам навыки самостоятельности, трудолюбия, уме­ ния принимать решения, формировать творческое мышление, понимать глубже суть явлений. О трудовом семестре конца 60 годов пишет В. Р. Рыбкин: Летний трудовой семестр имел особый смысл. Попасть в трудовой отряд можно было только зарекомендовав себя трудолюбивым, честным, порядочным человеком, способным в трудных условиях не спасовать. Под руководством обкома комсомола формирование отряда начиналось за 3-4 месяца до летних каникул. Работы организовывались по всей стране. Студенты участвовали в уборке урожая в южных районах стра­ ны, строительстве и ремонте дорог, школ в родной Мурманской области. Постановлением правительства СССР работа студентов оплачивалась по высоким тарифам, что позволяло за летний период каждому «бойцу» сту­ денческого отряда иметь сравнительно высокий заработок. Для нашей области это имело также и тот смысл, что позволяло в летний период снять проблему дефицита рабочей силы в связи с большими отпусками. [42] Работа в студенческих отрядах выступала и как средство интернациональ­ ного воспитания. Если наши юноши и девушки стремились выехать работать в южные районы страны, то значительное количество студентов из южных вузов страны приезжало на крайний Север, тем самым устанавливались глубо­ кие культурные связи между регионами, снималась проблема провинциальной замкнутости. Для студента конца 70-х годов В. Э. Черника первым строительным отрядом был отряд в Ковдоре, где прокладывали телефонный кабель: Как трудно было вгрызаться в промозглую, трудно поддающуюся землю! Порой просыпался, а пальцы в таком положении — как будто лом держат. Приходилось их с треском-хрустом возвращать в другое, произ­ вольное. Зато приятно теперь осознавать, что в ковдорской телефонке есть и доля моего труда! Только вот уложиться не может в сознании: почему МЭЛС не делится доходами, которые имеет за пользование сотворенным не одним поколением людей?! Тот же вопрос и другим адресовать можно было бы. В 1978 был стройотряд в Чечено-Ингушетии. Тогда довелось рабо­ тать на консервном заводе в совхозе «Пригородном». Трудились рядом с местными жителями, с которыми были добрые отношения, ходили в гости, забирались вместе в горы, ущелья, танцевали зажигательные танцы... И в мыслях не могло возникнуть, что «Пригородный» будет упо­ минаться в военных сводках, в мирных когда-то ущельях будут гибнуть наши парни, а красавец Грозный превратится в руины и станет общей могилой, плакать над которой будет и русская мать, и чеченская... В апреле 1979 года студентка института Ольга Калиберова в Алма-Ате на Всесоюзном слете участников студенческих отрядов рассказала об опыте заполярных студентов. Вернувшись в Мурманск, выступая на комсомольском собрании в МГПИ, она привела такие интересные цифры:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz