Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
204 Грани жизни вуза в совхозе «Тулома». Здесь мы были свидетелями осуществления за мысла тогдашнего руководителя нашего государства Н. С. Хрущева по выращиванию кукурузы в нашем крае! И как сокрушался руководитель хозяйства, показывая участок, засеянный кукурузой, говоря нам, что лучше и результативнее для хозяйства было бы здесь посеять овес. Но не выполнить спущенную сверху директиву он не мог. Различная общественная трудовая деятельность в студенческие годы помогала привить нам навыки самостоятельности, трудолюбия, уме ния принимать решения, формировать творческое мышление, понимать глубже суть явлений. О трудовом семестре конца 60 годов пишет В. Р. Рыбкин: Летний трудовой семестр имел особый смысл. Попасть в трудовой отряд можно было только зарекомендовав себя трудолюбивым, честным, порядочным человеком, способным в трудных условиях не спасовать. Под руководством обкома комсомола формирование отряда начиналось за 3-4 месяца до летних каникул. Работы организовывались по всей стране. Студенты участвовали в уборке урожая в южных районах стра ны, строительстве и ремонте дорог, школ в родной Мурманской области. Постановлением правительства СССР работа студентов оплачивалась по высоким тарифам, что позволяло за летний период каждому «бойцу» сту денческого отряда иметь сравнительно высокий заработок. Для нашей области это имело также и тот смысл, что позволяло в летний период снять проблему дефицита рабочей силы в связи с большими отпусками. [42] Работа в студенческих отрядах выступала и как средство интернациональ ного воспитания. Если наши юноши и девушки стремились выехать работать в южные районы страны, то значительное количество студентов из южных вузов страны приезжало на крайний Север, тем самым устанавливались глубо кие культурные связи между регионами, снималась проблема провинциальной замкнутости. Для студента конца 70-х годов В. Э. Черника первым строительным отрядом был отряд в Ковдоре, где прокладывали телефонный кабель: Как трудно было вгрызаться в промозглую, трудно поддающуюся землю! Порой просыпался, а пальцы в таком положении — как будто лом держат. Приходилось их с треском-хрустом возвращать в другое, произ вольное. Зато приятно теперь осознавать, что в ковдорской телефонке есть и доля моего труда! Только вот уложиться не может в сознании: почему МЭЛС не делится доходами, которые имеет за пользование сотворенным не одним поколением людей?! Тот же вопрос и другим адресовать можно было бы. В 1978 был стройотряд в Чечено-Ингушетии. Тогда довелось рабо тать на консервном заводе в совхозе «Пригородном». Трудились рядом с местными жителями, с которыми были добрые отношения, ходили в гости, забирались вместе в горы, ущелья, танцевали зажигательные танцы... И в мыслях не могло возникнуть, что «Пригородный» будет упо минаться в военных сводках, в мирных когда-то ущельях будут гибнуть наши парни, а красавец Грозный превратится в руины и станет общей могилой, плакать над которой будет и русская мать, и чеченская... В апреле 1979 года студентка института Ольга Калиберова в Алма-Ате на Всесоюзном слете участников студенческих отрядов рассказала об опыте заполярных студентов. Вернувшись в Мурманск, выступая на комсомольском собрании в МГПИ, она привела такие интересные цифры:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz