Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

202 Грани жизни вуза А вот что он вспоминал об особенностях студенческой жизни тех лет: В жизни каждого человека, прожившего многие годы, есть время, которое заставляет мысленно возвращаться к нему многократно: оно в его жизни оставляет значительный след. У меня это студенческие годы 1961-1966 годов. Это было время «хрущевской оттепели», время физиков и лириков, время возможности человека показать, на что он способен. Отслужив в армии, я поступил в МГПИ. И надо было тому слу­ читься, что первокурсники оказались серьезными, трудоспособными, интересными людьми, с которыми можно было творить интересные дела. Я это испытал на себе. И те студенческие годы жизненно закаляли меня и мне подобных. В этом немалую роль сыграли те, кто с нами работал, воспитывал и учил в те далекие и прекрасные для нас годы. Это прежде всего ректор института Н. А. Дмитриев, преподаватели И.Ф. Ушаков, А. А. Киселев, Ю.Н. Климов, А.М. Шнитман, В.Н.Шейнкер, Г. Б. Са­ довская, JI.Т. Пантелеева, Е. П. Караваева, В. И. Мазуревич и многие другие. Легко ли было нам? Конечно, нет! Но трудности студенческой жизни нередко мы преодолевали общими усилиями, думая не только о себе, но и о тех, кто рядом. Прежде всего как мне, так и многим другим, приходилось решать материальный вопрос. Ведь стипендия была 19-21 рубль. Надо было заплатить за общежитие полтора рубля (оно тогда находилось в деревянном двухэтажном здании на ул. Полярные Зори), покупать съестное и самое необходимое для себя. Нередко в свободное время приходилось подрабатывать. Чаще всего нанимались убирать мусорные ямы, получая 3 рубля за работу. Особенно радовались мы, если попадали на разгрузку вагонов, особенно с картофелем. Тогда для студентов общежития несколько дней были «сытыми», так как сердобольные грузчики, работавшие с нами, разрешали унести с собой пару мешков картошки. И она «расходилась» по комнатам. Конечно, мы стремились найти и более надежную работу. Так я сумел получить работу учителя в вечерней школе. А на третьем, четвертом и в начале пятого курса был избран секретарем комитета комсомола пединститута, получая за это 80 рублей в месяц и право свободного посещения лекций. Свободного времени было очень мало, так как кроме основной учеб­ ной деятельности много занимались общественной работой. Это под­ держание чистоты и порядка в самом институте, забота о студентах, организация их отдыха и учебы, выходы в школы (как член горкома комсомола г. Мурманска), встречи и проводы молодежи из социалисти­ ческих стран и особенно кубинцев (ведь тогда пристальное внимание было обращено к Кубе и тому, что было связано с ней и ее жизнью). Это было время интересных и деловых отношений с высшей мореход­ кой, время организации и проведения КВН, спортивных соревнований. Я сам был участником КВНовских встреч, городских, областных и всесо­ юзных соревнований по спортивному ориентированию. Наверное, многие из выпускников пединститута тех лет могут согласиться со мной, что они не были безучастными в той общественно-политической и студенче­ ской жизни, которая требовала от них своего вклада и личного участия в ней. Ведь это, в конечном итоге, формировало будущего педагога, которому предстояло долгие годы работать с человеком, каким бы он ни был — ребенок или взрослый. [53, с. 175] Более сорока лет проработал в североморской школе № 1 Александр Михай­ лович Лопинцев, и опыт общественной студенческой жизни, трудовая закалка помогли ему стать талантливым учителем и ведущим краеведом Заполярья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz