Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
202 Грани жизни вуза А вот что он вспоминал об особенностях студенческой жизни тех лет: В жизни каждого человека, прожившего многие годы, есть время, которое заставляет мысленно возвращаться к нему многократно: оно в его жизни оставляет значительный след. У меня это студенческие годы 1961-1966 годов. Это было время «хрущевской оттепели», время физиков и лириков, время возможности человека показать, на что он способен. Отслужив в армии, я поступил в МГПИ. И надо было тому слу читься, что первокурсники оказались серьезными, трудоспособными, интересными людьми, с которыми можно было творить интересные дела. Я это испытал на себе. И те студенческие годы жизненно закаляли меня и мне подобных. В этом немалую роль сыграли те, кто с нами работал, воспитывал и учил в те далекие и прекрасные для нас годы. Это прежде всего ректор института Н. А. Дмитриев, преподаватели И.Ф. Ушаков, А. А. Киселев, Ю.Н. Климов, А.М. Шнитман, В.Н.Шейнкер, Г. Б. Са довская, JI.Т. Пантелеева, Е. П. Караваева, В. И. Мазуревич и многие другие. Легко ли было нам? Конечно, нет! Но трудности студенческой жизни нередко мы преодолевали общими усилиями, думая не только о себе, но и о тех, кто рядом. Прежде всего как мне, так и многим другим, приходилось решать материальный вопрос. Ведь стипендия была 19-21 рубль. Надо было заплатить за общежитие полтора рубля (оно тогда находилось в деревянном двухэтажном здании на ул. Полярные Зори), покупать съестное и самое необходимое для себя. Нередко в свободное время приходилось подрабатывать. Чаще всего нанимались убирать мусорные ямы, получая 3 рубля за работу. Особенно радовались мы, если попадали на разгрузку вагонов, особенно с картофелем. Тогда для студентов общежития несколько дней были «сытыми», так как сердобольные грузчики, работавшие с нами, разрешали унести с собой пару мешков картошки. И она «расходилась» по комнатам. Конечно, мы стремились найти и более надежную работу. Так я сумел получить работу учителя в вечерней школе. А на третьем, четвертом и в начале пятого курса был избран секретарем комитета комсомола пединститута, получая за это 80 рублей в месяц и право свободного посещения лекций. Свободного времени было очень мало, так как кроме основной учеб ной деятельности много занимались общественной работой. Это под держание чистоты и порядка в самом институте, забота о студентах, организация их отдыха и учебы, выходы в школы (как член горкома комсомола г. Мурманска), встречи и проводы молодежи из социалисти ческих стран и особенно кубинцев (ведь тогда пристальное внимание было обращено к Кубе и тому, что было связано с ней и ее жизнью). Это было время интересных и деловых отношений с высшей мореход кой, время организации и проведения КВН, спортивных соревнований. Я сам был участником КВНовских встреч, городских, областных и всесо юзных соревнований по спортивному ориентированию. Наверное, многие из выпускников пединститута тех лет могут согласиться со мной, что они не были безучастными в той общественно-политической и студенче ской жизни, которая требовала от них своего вклада и личного участия в ней. Ведь это, в конечном итоге, формировало будущего педагога, которому предстояло долгие годы работать с человеком, каким бы он ни был — ребенок или взрослый. [53, с. 175] Более сорока лет проработал в североморской школе № 1 Александр Михай лович Лопинцев, и опыт общественной студенческой жизни, трудовая закалка помогли ему стать талантливым учителем и ведущим краеведом Заполярья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz