Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

201 Под руководством Н. А. Дмитриева проходило становление института как центра по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для народного образования Мурманской области. Он умело направлял учебную, научную и воспитательную работу всего коллектива. Являясь ректором Мурманского государственного педагогического институ­ та, Николай Александрович вел большую общественную работу. Достаточно сказать, что он стоял у истоков движения стран Северного Калотта; Н. А. Дмит­ риев был членом Мурманского областного комитета КПСС, депутатом рай­ онного совета депутатов трудящихся, руководил группой социологических исследований при обкоме партии. Являясь председателем областного Комитета защиты мира, участвовал в работе Всемирных конгрессов сторонников мира в 1962 и 1973 годах, возглавляя делегации Мурманской области. Николай Александрович вел большую работу по линии общества «Зна­ ние» — часто выступал с лекциями перед пропагандистами, учителями, трудя­ щимися области. Наряду с большой административной и общественной деятельностью Н. А. Дмитриев успешно вел преподавательскую и научную работу. Он твор­ чески читал лекции, интересно, проблемно проводил семинарские занятия по курсу истории КПСС. Николай Александрович является автором ряда работ и одним из главных авторов книги «Очерки истории Мурманской партийной организации». О своем любимом ректоре писала старший преподаватель Г. Б. Садовская: Меня Николай Александрович принимал на работу. В те годы ста­ тус МГПИ был очень высок. Не только учителя школ, методисты ИУУ, но и партийные работники мечтали работать в нашем вузе. Мы с Н. А. Дмитриевым встречались на какой-то педагогической конфе­ ренции, где я выступала с докладом. Ему понравилось и содержание доклада, и моя манера говорить. Он сам подошел ко мне и сказал: «Как только появится возможность, я возьму вас в институт. Нам нужны преподаватели, которые имеют активную жизненную позицию». Внешне Николай Александрович выглядел суровым, жестким челове­ ком. На самом деле у него была прекрасная душа и доброе сердце. Да, он был требователен, любил порядок, но был справедливым. При нем зна­ чительно вырос авторитет педагогического института и у педагогической общественности Мурманской области, и у местного, и у московского начальства. Он любил организовывать субботники. Всегда старался личным примером зажечь преподавателей и студентов. Часто повторял: «Труд никакой не позорен, позорна одна только праздность!» А еще он любил собирать «старичков» (ветеранов) в кабинете для личных бесед. Откро­ венно рассказывал о проблемах, делился своими планами, с интересом слушал наши мнения и предложения. Я за многое ему очень благодарна. Вот что рассказывает о ректоре выпускник МГПИ 1966 года, учитель- краевед Александр Михайлович Лопинцев: Особое слово хочется сказать о ректоре тех лет Дмитриеве Николае Александровиче. Высокий, всегда подтянутый, с неторопливой посту­ пью, с суровым лицом, тяжелым взглядом из-под очков, он казался таким недоступным. Да, он был требовательным руководителем, но без окриков и грубостей. Я не знаю, как он строил взаимоотношения с преподавателями, но с нами, студентами, был порядочен, добр, не допускал ненужных излишеств в нашей жизни, учебе и отдыхе. Ча­ стым гостем, и притом желанным, он был в студенческом общежитии, и не для галочки, а для решения насущных вопросов. Его слова не расходились с делами. [53, с . 174]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz