Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
200 Грани жизни вуза Большую роль стали играть новые формы приобщения студентов к общественно-политической жизни: школа молодого лектора, факультет общественных профессий, существующий у нас с 1963 года, конкур сы студенческих работ по общественным наукам и истории ВЛКСМ и международного молодежного движения, походы по местам боевой и трудовой славы. Шестой год студенты выезжают на юг в составе студенческих строительных отрядов. Завоевала всеобщее признание общественно-политическая практика студентов. Эти формы коммуни стического воспитания органически дополняют учебный процесс, спо собствуют углублению и закреплению полученных знаний, расширяют кругозор студентов, прививают навыки агитационно-пропагандистской работы. Достаточно сказать, что число лекций, прочитанных студентами, превышает две тысячи. Укрепляется учебно-материальная база инсти тута, полностью в наше распоряжение перешло здание на проспекте Ленина, 57, которое было частично занято педагогическим училищем, что позволит решительно улучшить опытно-экспериментальную часть учебного процесса факультета физико-математических наук, оснастить институт современными техническими средствами. О напряженной жизни педагогического коллектива института (именно коллектива!) в 60-70 годы вспоминал А. А. Киселев: В 1968 году я занял место заведующего кафедрой, который должен был кроме чтения лекций, проведения семинаров и всякой иной учебной работы ежемесячно делать следующие дела: а) два раза в месяц (тогда это было законом) проводить заседания кафедры; б) два раза в месяц проводить заседания институтского партбюро; в) раз в месяц быть на заседании Совета МГПИ; г) раз в месяц быть на партсобрании; д) раз в месяц посещать профсоюзные собрания. И это было не все, ибо были разного рода совещания, летучки, сборы и пр. В общем, на неделе не хватало дней для разного рода мероприятий, и они часто перехлестывались. Конечно, во всем этом было много формализма, заорганизованности, пустоты. Но было и полезное: мы общались, «дышали общим воздухом», переживали коллективом. Не то, что сейчас: каждый сам по себе, и встречаемся только в дни зарплаты. [44, с. 33] Ректор МГПИ — Николай Александрович Дмитриев В 1962 году ректором педагогического института стал Николай Алексан дрович Дмитриев (1916-1990). У него интересная и в то же время типичная биография человека «из низов», которому действительно все дала Советская власть. Он родился в семье крестьянина-бедняка. Прошел «рабочие университеты»: в Ленинграде окончил ФЗУ, работал токарем на заводе «Красный треугольник». Как активный комсомолец, встречался с С.М. Кировым. Окончил в 1936 году педагогический институт им. Герцена. В 1939 году добровольно, по комсомоль ской путевке отправился на работу в Заполярье. С этого времени его жизнь оказалась надолго связанной с Кольским краем. В годы войны он был на педагогической и партийной работе в Кандалакше и Мурманске — в обкоме партии, преподавал в Мурманском высшем мореходном училище.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz