Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

151 Первым заведующим кафедрой был Владимир Афанасьевич Бори­ сенко. Вначале на кафедре работало всего четыре преподавателя и три лаборанта, лабораторий не было, все приборы размещались в шкафах в одной аудитории, а лабораторные занятия проводились в обычных свободных от занятий аудиториях. В 1956 году были организованы первые лаборатории. Первое значи­ тельное приобретение лабораторного оборудования: спектрограф, стило- скоп, электроизмерительные приборы состоялось в 1960 году. Затем кафедрой руководил Сергей Иванович Лапицкий. Он окончил Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской и сначала работал в Свердловском государственном педагогическом институте. В 1968 его сменил Юрий Александрович Бутылев, тоже выпускник этого же вуза, окончивший там же аспирантуру. Под руководством Ю A. Бутылева на кафедре стало работать уже 10 преподавателей (из них 6 кандидатов наук), 8 лаборантов и два учебных мастера. С 1981 по 1989 год кафедрой заведовала Нина Викторовна Черкасова, ранее работавшая в Томском государственном университете. Под ее руководством на кафедре стал действовать методический семинар. С годами кафедра набирала силу, укрепляла кадровый состав. Были оборудованы новые лаборатории: электро- радиотехники (преподаватель B. В. Рощин) и специального физического практикума (зав. кафедрой C.И. Лапицкий). Когда в 1967 году силами преподавателей кафедры были созданы учебные мастерские, появилась возможность выпускать не только учителей физики, но и учителей труда. В 1978 году под руководством доцента Н. В. Орловой создается ка­ бинет астрономии. В 1981 году доцент В. А. Долинин переоборудовал лаборатории электричества, волновой и квантовой оптики. Кафедра физики —это коллектив преподавателей и сотрудников учеб- но-вспомогательного состава (инженеры, техники, лаборанты, учебные мастера), состоящий из 22 человек, их них один доктор наук, профессор и 8 кандидатов наук, 7 из которых доценты. Из 9 сотрудников учебно­ вспомогательного состава кафедры 7 имеют высшее образование. Все преподаватели кафедры обладают большим научно-педагогическим опы­ том работы и являются специалистами высокой квалификации. Кафедра обеспечивает учебный процесс по общей и теоретической физике, ме­ тодике преподавания физики, астрономии, истории физики. Обучение студентов будущей специальности ведется в тесном контакте со школа­ ми и домами детского творчества начиная с первого курса. В частности, в рамках непрерывной педагогической практики на первом курсе сту­ денты готовятся к работе в качестве лаборантов кабинета физики, а на втором курсе — в качестве руководителей кружка детского творчества уже по различным направлениям. Преподаватели кафедры успешно сочетают учебную деятельность с научно-исследовательской работой по коллективной теме «Повышение эффективности процесса обучения в высшей и средней школе». По данной теме только в конце 90-х годов опубликовано свыше 50 работ, в том числе три монографии (доценты В. В. Новицкий, В. И. Демидов, B.C. Гнатюк). Большой результативностью и признанием ученых зарубежных стран от­ личалась научная деятельность самого В. В. Новицкого, который в 1994 году получил грант на Международном (Соросовском) конкурсе инновационных проектов образования за работу «Система физического образования в условиях педагогического лицея».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz