Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

134 История кафедр Да, только такой, во многом загадочный, гордый, аристократичный интеллектуал и должен был преподавать литературу (и, до некоторой степени, культуру) чужих, манящих и недоступных в то время стран. Он, необыкновенный преподаватель, подарил нам, молодым, неза­ бываемые жизненные моменты, о которых можно прочитать только в книге. Это после его лекций —обычных, рядовых — часто слышались аплодисменты. Какой небольшой провинциальный институт может этим похвастать! Довольно часто можно было наблюдать и такую картину: студенты останавливались около дверей одной из аудиторий и слу­ шали... Доносился голос Вениамина Наумовича! Трудно было просто пройти мимо. Поэтому всегда можно было узнать, где лекция у Шейнке- ра. Особенно это нравилось старшекурсникам. Постоишь, послушаешь знакомый материал, улыбнешься мудрой улыбкой бывалого студента и идешь по своим делам. Но так мы получали и уколы ревности, когда он кого-то отличал: младшую из сестер Симоненко назвал Оленькой — и это на первом курсе! У него были «любимчики», о которых узнавали, к счастью, после окончания учебы и к которым он относился вдвое стро­ же. Одна из его талантливых учениц — Людмила Львовна Иванова — многие годы возглавляла кафедру литературы в нашем институте. Ему часто дарили цветы, и не только в официальные праздничные дни. Вениамин Наумович умел красиво держать их, даже маленький букетик нес на согнутой левой руке, на отлете, как держат, например, фуражки военные в торжественных случаях. Когда Вениамин Наумович где-либо появлялся, это сразу как-то ощущалось. Он шел по коридору, и все-все с ним здоровались. Не могу сказать, все ли его знали, но приветствовали все без исключения. Еще издали была видна высокая, стройная фигура, отвечающая на «здрав­ ствуйте» легкими полупоклонами и улыбкой. Вокруг него никогда не было суеты, громких или пустых разговоров. Невозможно даже предста­ вить себе, чтобы кто-то облокотился на подоконник в его присутствии, или, опаздывая, прошмыгнул перед ним в аудиторию, или его предмет назвал «зарубежкой» на студенческом сленге. Все знали, что он лю­ бит, а что не приемлет, и передавали это из уст в уста. Я думаю, он «облагораживал» своей незаурядной личностью все окружающее. Это во многом он приучил нас не опаздывать; бережно относиться к кни­ ге; ценить силу, выразительность и красоту слова, гармонию стиха... Разве много известно случаев, когда студенты жалеют (и, самое пора­ зительное, говорят об этом вслух!), что вопросы по курсу зарубежной литературы не включены в государственный экзамен! Очень хотелось не только продемонстрировать свои знания, но и порадовать преподавателя, отблагодарить за блестящие лекции. [5, с. 60] Выпускница Галина Жвакина, а сегодня Галина Викторовна Семёнова — заслуженный учитель Удмуртской республики, преподаватель русского языка и литературы лицея города Воткинска, разрабатывая серию уроков словестно- сти в рамках технологии «Французских мастерских», в письме, адресованном музею, пишет: Наше поколение (я окончила МГПИ в 1978 году) отличалось некото­ рой прямолинейностью. Грань между «хорошо» и «плохо» была четкая, и сомнений не возникало. Вениамин Наумович учил нас смотреть на жизнь шире. Приобщая к «безграничному миру фантазии и стряхивая с образа мира пыль повседневности», он старался поднять нас на более высокую ступень человечности. Слова его завораживали и вели нас в мир Данте и Гёте, Диккенса и Мериме... Ненавязчиво, тактично

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz