Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

128 История кафедр Аспиранты И. Л. Любинского были во многих республиках СССР. Одна из них, Гузель Валеевна Мухаметзянова, сегодня ректор Казанского социально­ юридического института, директор НИИ среднего профессионального образо­ вания Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заслуженный учитель школ Татарстана, заслужен­ ный деятель науки РФ, пишет: У меня был мудрый учитель Исаак Львович Любинский, который говорил: «Работать можно только в любви. Людей надо любить, самых разных, с ними можно не дружить на личностном уровне, но их надо любить. Они такие, какие есть. И сколько ни ори на них, другими не станут. Можно предъявить претензии к их продукции, но не пере­ ходя на личности. Научные работники очень нежные люди. И у них сложная творческая работа и свой мир — учебники, монографии, книги. Ученые получают гроши, но все-таки не оставляют свое неприбыльное дело — научный поиск. Публикации работ в прессе, дискуссии вокруг их идей — лучшая для них награда. Я знаю по опыту: тех, кто защищает диссертации, немало, а вот всю жизнь заниматься наукой — это удел немногих...» И вот однажды по заданию газеты «Советская культура» ко мне приходит сотрудничавший с ней профессор, доктор педагогических наук Любинский Исаак Львович. Состоялась беседа, которая длилась три часа, по истечении которой профессор сказал: «Девочка, ты сидишь на золотых россыпях, тебе надо идти в аспирантуру». Личность профессора Любинского была настолько впечатляющая, притягательная, что я сразу согласилась. Годы обучения под руководством профессора были лучши­ ми в моей жизни. Они включали не только отчеты по моей научной деятельности, но и участие в многочисленных конференциях в Москве, в Ереване, в Таллине, в Кишиневе и других городах. Все мои статьи были опубликованы с помощью Исаака Львовича в Москве и других столицах союзных республик. Невозможно переоценить методику работы Учителя с аспирантами. Мне он внушал, что мне многое дано, что я всегда говорю по делу, что выступая, надо создавать впечатление, что очень многое у меня в запасе. Он верил в нас, своих учеников, он так организовывал наши отношения, что мы были так близки, как родственники. На моей защите кандидатской диссертации он сказал буквально следующее: «Недавно я был на уроке рисования. Дети рисовали лампу, которая стояла на столе. Когда я прошелся по рядам, то убедился: у каждого ученика — своя лампа. Вот Гузель Валеевна пришла в науку со своей темой — „у нее была своя лампа". А ведь бывает и так: приходят молодые люди в аспирантуру и часто говорят: „Дайте мне тему. Я хочу быть кандида­ том наук“». Я, по примеру Учителя, тоже очень ценю тех, кто приходит в науку с желанием решить конкретную проблему. Исаак Львович был строгим руководителем, но даже самые жесткие указания, замечания он делал с юмором, который моментально снимал всякое напряжение: «Милая Гузель! Верю, что план лаборатории Вы создали, но забыли вложить в письмо — это явное последствие грип­ па... На обсуждении (проспекта докторской диссертации) Вас вызовут обязательно, но чтобы сделать рагу (обсуждение), надо иметь зайца (план)*. Общение с Исааком Львовичем и через письма, и лично — это очень дорогие воспоминания. Так, в одном из писем, отвечая на мои сетования по поводу того, что на воспитание детей не остается сил, он писал: «Все мы много работаем, но вот дети! Мы с нашими перегрузками ничего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz