Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.
128 История кафедр Аспиранты И. Л. Любинского были во многих республиках СССР. Одна из них, Гузель Валеевна Мухаметзянова, сегодня ректор Казанского социально юридического института, директор НИИ среднего профессионального образо вания Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заслуженный учитель школ Татарстана, заслужен ный деятель науки РФ, пишет: У меня был мудрый учитель Исаак Львович Любинский, который говорил: «Работать можно только в любви. Людей надо любить, самых разных, с ними можно не дружить на личностном уровне, но их надо любить. Они такие, какие есть. И сколько ни ори на них, другими не станут. Можно предъявить претензии к их продукции, но не пере ходя на личности. Научные работники очень нежные люди. И у них сложная творческая работа и свой мир — учебники, монографии, книги. Ученые получают гроши, но все-таки не оставляют свое неприбыльное дело — научный поиск. Публикации работ в прессе, дискуссии вокруг их идей — лучшая для них награда. Я знаю по опыту: тех, кто защищает диссертации, немало, а вот всю жизнь заниматься наукой — это удел немногих...» И вот однажды по заданию газеты «Советская культура» ко мне приходит сотрудничавший с ней профессор, доктор педагогических наук Любинский Исаак Львович. Состоялась беседа, которая длилась три часа, по истечении которой профессор сказал: «Девочка, ты сидишь на золотых россыпях, тебе надо идти в аспирантуру». Личность профессора Любинского была настолько впечатляющая, притягательная, что я сразу согласилась. Годы обучения под руководством профессора были лучши ми в моей жизни. Они включали не только отчеты по моей научной деятельности, но и участие в многочисленных конференциях в Москве, в Ереване, в Таллине, в Кишиневе и других городах. Все мои статьи были опубликованы с помощью Исаака Львовича в Москве и других столицах союзных республик. Невозможно переоценить методику работы Учителя с аспирантами. Мне он внушал, что мне многое дано, что я всегда говорю по делу, что выступая, надо создавать впечатление, что очень многое у меня в запасе. Он верил в нас, своих учеников, он так организовывал наши отношения, что мы были так близки, как родственники. На моей защите кандидатской диссертации он сказал буквально следующее: «Недавно я был на уроке рисования. Дети рисовали лампу, которая стояла на столе. Когда я прошелся по рядам, то убедился: у каждого ученика — своя лампа. Вот Гузель Валеевна пришла в науку со своей темой — „у нее была своя лампа". А ведь бывает и так: приходят молодые люди в аспирантуру и часто говорят: „Дайте мне тему. Я хочу быть кандида том наук“». Я, по примеру Учителя, тоже очень ценю тех, кто приходит в науку с желанием решить конкретную проблему. Исаак Львович был строгим руководителем, но даже самые жесткие указания, замечания он делал с юмором, который моментально снимал всякое напряжение: «Милая Гузель! Верю, что план лаборатории Вы создали, но забыли вложить в письмо — это явное последствие грип па... На обсуждении (проспекта докторской диссертации) Вас вызовут обязательно, но чтобы сделать рагу (обсуждение), надо иметь зайца (план)*. Общение с Исааком Львовичем и через письма, и лично — это очень дорогие воспоминания. Так, в одном из писем, отвечая на мои сетования по поводу того, что на воспитание детей не остается сил, он писал: «Все мы много работаем, но вот дети! Мы с нашими перегрузками ничего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz