Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

127 В 1961 году кафедра русского языка и литературы реорганизуется в две — русского языка и русской и зарубежной литературы (Приказ МП № 137 от 18.06.1961). В 2007 году кафедры русского языка и русского языка, литературы и методи­ ки их преподавания (выведена из состава факультета педагогики и психологии) были объединены в кафедру русского языка, которая с кафедрой литературы была выведена из состава историко-филологического факультета и включена в состав нового факультета филологии и журналистики (Приказ № 338-об от 19.06.2007). В 2009 году кафедры литературы и русского языка были объединены в ка­ федру русского языка, литературы и методики их преподавания, которая вошла в состав нового факультета филологии и журналистики (Приказ № 409-об от 16.09.2009). В 2010 году кафедра русского языка, литературы и методики их пре­ подавания была включена в состав факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций. Официально кафедра русского языка и литературы была создана в 1945 го­ ду, хотя подготовка учителей началась с 1939 года, то есть с момента воз­ никновения учительского института. До войны на одноименном отделении в Учительском институте работали лучшие специалисты города — Федор Иванович Быстров, Александра Ивановна Уварова, Александра Григорьевна Бессонова, Павел Петрович Спасибенко, Глафира Николаевна Петрова, Нина Ивановна Маковская. Специалистов в Мурманске не хватало, и педагогам при­ ходилось совмещать преподавательскую деятельность в школах, педучилище, институте усовершенствования учителей и Учительском институте. Все они имели глубокие знания по своему предмету, а их занятия всегда отличались продуманностью и глубоким содержанием. Студенты-филологи и историки, только что пережившие страшные военные годы, учились и жили интересно и насыщенно: они не только овладевали азами учительского труда, но и занимались в хоре, школе бальных танцев, ставили спектакли, активно занимались лыжным спортом, начинали свою трудовую жизнь в летнем лагере под Ленинградом. Первой заведующей кафедрой еще до официального ее создания в 1944 году стала Нина Ивановна Маковская, которая родилась в семье военнослужащего в турецкой крепости Карс, окончила до войны два факультета (педагогический и филологический) университета в Горьком и пединститут им. А. И. Герцена. С 1932 года преподавала в морском техникуме и Учительском институте, во время войны была в Ташкенте, а потом вернулась на Север. Затем кафедрой руководили Анатолий Андреевич Пересыпкинский, И. Л. Любинский и И. С. Меркурьев. Исаака Львовича Любинского( 1906-1981) отличала насыщенная научная деятельность. По теме своей докторской диссертации «Театр как средство обра­ зования и эстетического воспитания школьников» (1966) он опубликовал ряд статей, разработал учебные программы, изданные АПН РСФСР и ГУВУЗом Министерства просвещения, книгу «Театр и дети», которая явилась первой попыткой научно-педагогической проблемы «педагогичского театра» в области эстетической педагогики и положила начало научно-педагогическому исследо­ ванию проблем эстетического воспитания молодежи средствами сценического искусства. Он возглавил первую в области лабораторию эстетического вос­ питания на базе ИУУ, руководимую АПН РСФСР. Ею в 60-х годах были выпущены рекомендации «Эстетическое воспитание учащихся с I по X классы». Кроме того, он был одним из создателей факультета дополнительных профес­ сий, заведующим кафедрой этого факультета и руководителем студенческого театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz