Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников : V-е классы // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. отд-ние Акад. пед. и социал. наук, Ком. по образованию администрации Мурм. обл. – Мурманск, 2003. – Т. 1. – С. 42-46.

целью получения ноной краеведческой информации и привлечения специалистов для эпи­ зодического участия их н пропедении отдельных уроков и внеклассных мероприятий но предмету. Ряд учителей г. Мурманска но своей инициативе стали изучать региональный курс «История родного края» r 3 -х классах по системе развивающего обучения Л.В. Замкова. О собенно успешно эго дслаег учитель истории школы .N»49 Л Н. Лобченко. На каждом уроке она успешно использует элементы деловых игр, театрализации, а также специально разработанные опорные сигналы, позволяющие запоминать и вникать в сущность рас­ сматриваемых вопросов. При выявлении уровня усвоения подростками школьниками национально­ культурных и социально-исторических ценностей, изучая авторский региональный курс «История родного края», в качестве показателей интеллектуального критерия мы выделя­ ем следующие национальные ценности: устное народное творчество (фольклор) поморов: песни, сказки, былины, «нлачки», поговорки, пословицы, загадки; памятники русского деревянного зодчества: избы, амбаря, часовни, церкви; декоративно-прикладное искусство: вышивка (полотенца, повойники (по­ морские головные уборы), скатерти, занавеси и т.д.), расписные прялки, деревянные иг­ рушки; народные и религиозные праздники, обряды, традиции, обычаи (Рождество, масленица. Вербное воскресенье. Пасха, Троица, Иванов день. Успенье, Покров, Новый год. День рыбака. День славянской письменности и культуры, День города, Дни саамской культуры, фольклорные фестивали); исторические события (рождение города, важнейшие этапы его развития, промышленность, ветераны войны и труда, награды города и т.д.) народные герои. Таблица 1 Показатели интеллектуального критерия усвоения национальных ц ен н о ст и (%) 1 [оказатели Знают Знают частично 11е знаю г КК _ э к КК ЭК КК ЭК Устное народное творчество (фольклор поморов) 42 VI ,4 46 5 12 3,6 Памятники русского дере­ вянного зодчества 25,3 59 40,7 i ‘ 1 со ; *""> 34 3 Декоративно-прикладное ис­ кусство 30,3 62,7 6 36,3 63,7 ~ - 1,9 Народные и религиозные праздники, обычаи, тради31 83,6 69 16,4 ции. обряды Исторические c o o p .it и я 45 73,9 3,1 22 51,9 4,1 Н ародные герои 27 ] 51,8 35 i9,2 38 29 Устное народное творчество саамов 4,6 42,5 11,4 — ■ 23,5 _ 85 34 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz