Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

знали, на чьей стороне (фашистской Германии или Соединенных Штатов Америки) воевал Советский Союз. Кто бы мог подумать в середине 80-х годов XX века, что в начале XI века ряд юных россиян не будут знать исто­ рии Великой Отечественной войны и даже не смогут ответить на вопрос: «Кому принадлежит решающая роль в победе над фашистской Германией?» Меньше всего в этом виноваты сами дети и их учителя. Кому-то в высших эшелонах власти и в Министерстве образования РФ понадобилось так изменить содержание школьного исторического образования, чтобы ученики не знали трагические, но в то же время героические и победонос­ ные страницы Великой Отечественной войны. В 80-е годы в 9-х классах на изучение истории. Второй мировой вой­ ны отводилось 20 часов, сегодня - всего 5! А еще была система внекласс­ ной и внешкольной воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию детей, содержание которой знакомило школьников с историей армии и флота преимущественно на основе краеведческого материала. Можно вспомнить и массовую поисковую работу, и шефство над воински­ ми памятниками и захоронениями, и работу школьных музеев боевой славы. Конечно, сегодня существуют гуманитарные и профильные школы, профильные классы, факультативы, где можно изучать историю Великой Отечественной войны, но, как показывают опросы знаний, - этого недоста­ точно. К сожалению, и на местах, в регионах, не в полной мере используют­ ся возможности национально-регионального компонента содержания исто­ рического образования. В 1995 году по инициативе и при финансовой под­ держке администрации Мурманской области во главе с губернатором Е.Б. Комаровым были изданы по истории войны на Кольском Севере два учебных пособия. А.А. Киселев написал книгу «Война в Заполярье» для учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий1. Группа авторов написала книгу «Этих дней не смолкнет слава» для уча­ щихся младшего и среднего возраста школ Мурманской области2. Книги быстро разошлись, несмотря на значительный по нашим временам тираж - 5 тысяч экземпляров. Прошло 10 лет. Сменилось несколько поколений школьников, пользовавшихся этими учебными пособиями. Книги пришли в негодность. Отдельные сохранившиеся экземпляры стали библиографиче­ ской редкостью. 1Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебн. пособие для старших классов общеобра­ зовательных школ, лицеев, гимназий. - Мурманск: НМЦ, 1995. 2 Этих дней не смолкнет слава: Учебн. пособие для уч-ся мл. и ср. возраста школ Мурманской области / В.В. Дранишников (авт.-сост.), Л.В. Журин, В.А. Смирнов и др. - Мурманск: НМЦ, 1995. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz