Дранишников, В. В. Настольные книги краеведов // Ученые записки МГПИ. Исторические науки / М-во образования Рос. Федерации ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2001. – Вып. 2. – С. 28-30.

В.В. Дратшников НАСТОЛЬНЫЕ КНИГИ КРАЕВЕДОВ В огромном научном наследии историка-краеведа А.А. Киселева книги разного жанра: монографии, учебные и методические пособия для студентов, учителей, школьников, преподавателей, а еще многочисленные научные статьи, издаваемые центральными, местными и зарубежными из­ дательствами. Сотни газетных публикаций в местной прессе стали своеоб­ разным «краеведческим всеобучем» для жителей Мурманской области. Среди них есть несколько работ, которые, на мой взгляд, являются знаковыми и в истории изучения Кольского края, и с точки зрения широты использования этих книг школьниками и учителями, и в плане значимости для научной деятельности ученого-краеведа. Именно эти книги, наряду с трудами И.Ф. Ушакова, позволили на практике осуществить требование Закона РФ об образовании: разработать национально-региональный ком­ понент содержания исторического образования школьников. Прежде всего речь идет о вышедшей в 1974 г. в Мурманском книж­ ном издательстве монографии А.А. Киселева «Мое Заполярье» (очерки ис­ тории Мурманской области (1917-1972). Это первая монография, в кото­ рой успешно осуществлена попытка комплексного, всестороннего изуче­ ния Кольского края в хронологических рамках 55 лет советской власти: становление нового строя, развитие экономики в довоенные пятилетки, специфика Отечественной войны в Заполярье, социально-экономические преобразования в послевоенные годы и т.д. Книга была издана большим тиражом (40 тыс. экз. на хорошей бума­ ге с многочисленными фотографиями, схемами и прекрасными иллюстра­ циями художников В.К. Конева и Ю.Н. Панкова). Она быстро «исчезла» с прилавков книжных магазинов» и давно стала библиографической редко­ стью. Я видел эту монографию в личных библиотеках людей разных про­ фессий и разного уровня образования. Конечно, все краеведы, все учителя истории того времени имели эту книгу. Благодаря этой работе ряд учителей области перешли от эпизодиче­ ского использования краеведческого материала, который они собирали из разрозненных газетных публикаций в специальные папки, к систематиче­ скому изучению истории края. Позднее А.А. Киселев и другие авторы на основе этой монографии написали учебные и методические пособия для школьников, студентов, учителей. И, как результат этой издательской дея­ тельности, в школах, в пединституте стали серьезно заниматься историче­ ским краеведением. Лично мне монография помогла разработать содержание краеведче­ ского факультатива с экспериментальной программой и написать детскую 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz