Дранишников, В. В. О чиновниках // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 45-52.
50 Духовность и время что вы на уроке рассказывали детям анекдоты о диа лектическом материализме? —Мария Федоровна! Это же просто шутка для снятия усталости у школьников на сдвоенных уро ках обществоведения. —Может, вы и мне ее расскажете? —Конечно. У армянского радио спрашивают: «Чем мат отличается от диамата?» —начал я и сразу же пожалел о своей откровенности. Мария Федоров на смотрела на меня испуганными глазами, как на сумасшедшего. —Ну, продолжайте... —Мат —это когда все все понимают, но делают вид, что ничего не понимают. А диамат, наоборот — когда никто ничего не понимает, но все делают вид, что поняли. Мария Федоровна долго молчала. Потом вздох нула. —Ну, теперь уж заодно и спойте песню, которую пели на уроке. Я пытался оправдаться, что не пел песню, а про читал ученикам шуточное стихотворение Юлия Ки ма, предварив его таким вступлением: —Обществоведение —предмет новый. Это ги брид марксистско-ленинской философии, политэко номии и научного коммунизма. Его в школьную программу включили недавно, поэтому опыта пре подавания еще нет, не хватает научно-методической литературы. Преподавать такой предмет учителю очень трудно, еще труднее ученикам его усваивать. Известный бард Юлий Ким после окончания педин ститута несколько лет работал учителем в сельской школе на Крайнем Севере. Представьте его положе ние: ни учебников, ни методичек, одна лишь про грамма и марксистские первоисточники. Поэтому он и написал песню об уроках обществоведения: Люди все. как следует, спят и обедают, Чередуют труд и покой. А я, бедный, общество ведаю, ведаю... А оно заведует мной. А оно все требует, чтоб его все ведали, Изучили вдоль и поперек. И притом не как-нибудь хитро и въедливо, А ног только так и назубок. А меня учащие вовсе замучили: Не жалея сил молодых. Ставят мне вопросики, острые и жгучие, А я все сажусь на них. Я им говорю: дескать, так-то и так-то, мол, А если не так, значит, ложь. А они кричат: а где факты, мол, факты, мол? Аргументы вынь да положь! И хоть я совсем человек не воинственный, Все-таки погожу, погляжу, А потом возьму аргумент свой единственный, Выну и на них положу! Выберу я ночку глухую, осеннюю, Уж давно я все рассчитал! Лягу я под шкаф, чтоб при слабом движении На меня упал «Капитал» Мария Федоровна молчала, ошарашенная тек стом песни. Потом еще раз тяжело вздохнула и про должила разговор: —Вячеслав Васильевич, я буду с вами предель но откровенна. Если это все дойдет до идеологи ческого отдела райкома партии, не только вы, но и я потеряем работу. Вы молодой, найдете, где тру доустроиться, а мне путь один —на пенсию. Между прочим, надо помнить, что мы не являемся члена ми КПСС. Мне и так хватает конфликтов с пар тийной организацией школы —есть там несколько демагогов-бездельников, прикрывающихся партий ными билетами. Я уже устала отбиваться от нападок на ваш краеведческий музей, когда мне говорят, что в школе устроили скит. Я догадался, что речь шла о коллекции икон и складней, собранных учениками в походах по Тер скому берегу. —Спасибо заведующему гороно Аверину Нико лаю Ивановичу, который постоянно меня поддержи вает. Но он не вечен, сегодня заведующий, а завтра перевели на другую работу. Я серьезно сказал: —Мария Федоровна, постараюсь больше не да вать поводов для таких встреч. Но скажите, кто же из моих учеников осведомитель? —Нет никаких осведомителей. Детям ваши уро ки нравятся, и они без всякой задней мысли расска зывают о них дома. А среди родителей есть и пар тийные, и государственные, и профсоюзные работ ники. Школа —то в центре города. Родители в це лом очень доброжелательно к вам относятся. Им не хочется потерять хорошего учителя по идеологиче ским причинам, да еще и в выпускном классе. С большим уважением я всегда относился к дея тельности еще одного чиновника, мэра города Мур манска Олега Петровича Найденова, с удовольстви ем общался с ним в процессе работы над учебной книгой «Мой Мурманск». Все вопросы и проблемы решались им быстро, профессионально, на прин ципах доверия и требовательности. Он проявил не только свои блестящие способности общаться, убеж дать, но и показал более современные взгляды на развитие школы, чем некоторые работники гороно и областного института повышения квалификации работников образования. Олег Петрович много сделал не только для ор ганизации жизнедеятельности Мурманска в один из самых трудных периодов истории постсоветской России, но и принимал активное участие в самой разнообразной деятельности мурманчан, начиная от практической помощи поисковикам и создании пат риотических традиций города до разработки и осу ществления интересных, смелых, неожиданных об разовательных проектов. Как —то в середине июня 1997 года проректор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz