Дранишников, В. В. Защитники отечества // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 255-258.

256 Священная война ем делали самокрутки, и в неимоверно дымном ва­ гоне начинался многочасовой разговор. Даже я, ребенок, воспринимал инвалидов как тяжелый укор всем нам, оставшимся здоровыми. Именно они отстояли нашу страну, спасли нас от гибели. Однажды мама с болью сказала: «Их бы на руках носить, а мы медяки бросаем. А кого винить? Такое выдюжили, а тут еще голод...» Сегодня я по­ нимаю, как непросто было им, вчерашним храбрым воинам, даже в качестве инвалидов, просить мило­ стыню. Поэтому свой хлеб они отрабатывали как могли, как умели, но не задарма... В жизни иногда происходят события, которые невозможно представить даже в самом страшном сне. Например, в 1945 году кто мог предположить, что дети военного поколения в 70-90-е годы будут с трелять по памятникам боевой славы, разрушать во­ инские захоронения, поставленные их же сверстни­ ками, увлекаться не в шутку, а всерьез фашистской символикой? Конечно, таких недоумков немного, но они все-таки живут среди нас. Я думаю о том, как много надо было допустить ошибок государству, об­ ществу, нам, воспитателям, чтобы пожинать такие горькие плоды? Да и причины беспамятства, равно­ душия и жестокости молодежи очень глубоки... После Великой Отечественной войны в мире начался период «холодной войны», поэтому шко­ ла наряду с задачами, понятными с точки зрения общечеловеческих ценностей, стала решать и идео­ логические, классовые задачи. Одной из них была задача воспитания ненависти к своим классовым противникам в лице международного империализма, а значит, в первую очередь, к США, ФРГ и дру­ гим странам НАТО. Поэтому все события в мире и стране оценивались с точки зрения не справедли­ вости, а идеологических и политических интересов. Например, как учитель истории я был в первую очередь «рядовым идеологического фронта» и на уроках, посвященных изучению событий 1941— 1945 годов, среди прочих воспитательных задач дол­ жен был ставить задачу формирования ненависти к классовым противникам. Неслучайно даже выдаю­ щийся педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ненависти нам нужно учить так же, как и доброте». Этот необходимый, вероятно, в то время узкий клас­ совый подход и дал негативные результаты в воспи­ тании, причем в самых неожиданных проявлениях. После войны в местах, где шли жестокие бои, а сейчас стоят памятники, работали геологи. Именно рабочие геологических партий и положили начало мародерству, вскрывая немецкие могилы в целях поиска золотых коронок, украшений, оружия. Позд­ нее их примеру последовали некоторые школьники и учащиеся ПТУ. Правоохранительные органы и об­ щественность никак не реагировали на эти преступ­ ные действия. Считалось, что таким образом под­ растающее поколение имеет право выражать свое негативное отношение к врагам Отечества, которых никто не звал на Кольскую землю. Существовало ошибочное мнение, что по отношению к фашистам- захватчикам обычные морально-этические нормы неприемлемы. Но вскоре от разграбления немецких могил «до- линщики» или «черные копатели» (так стали назы­ вать этих людей, потому что они начали промыш­ лять в Долине славы) перешли к захоронениям за­ щитников Заполярья, стали разрушать памятники боевой славы. Есть такие люди и сегодня. Они неод­ нократно разрушали памятник 1100 защитникам Со­ ветского Заполярья на высоте 258.3. Этот памятник над могилой, в которой собраны останки погибших воинов, поставили молодые поисковики судоремонт­ ного завода МФ, торгового порта, моряки атомохода «Сибирь». Руководил ими известнейший поисковик- ветеран Лев Васильевич Журин. Да и местные власти в 60 70-е годы проявили непростительную слепоту в своей воспитательной и идеологической деятельности: формально пере­ носили воинские захоронения к дорогам, а иногда и уничтожали фронтовые кладбища, прокладывали по солдатским могилам железные дороги, меша­ ли работать поисковикам. Бескорыстие и энтузиазм поисковиков еще больше высвечивали формализм и преступное равнодушие государственных и пар­ тийных чиновников к истории войны и увековече­ нию памяти защитников Заполярья. Не буду голословным и приведу яркий пример. В 1970 году краеведы мурманской школы № 10 по письмам ветеранов нашли заброшенное полковое кладбище 10-й гвардейской дивизии в районе со­ пок Боб и Штиль. Они поставили памятник, на мраморную плиту которого перенесли 14 фамилий погибших —их сумели прочитать на ветках и дере­ вянных пирамидках, стоявших когда-то на могилах. Это кладбище находится в 18 километрах от Печенг- ской дороги. Поставив этот памятник, мы совер­ шили два серьезных правонарушения. Во-первых, не подчинились решению облисполкома о переносе захоронения к дороге, во-вторых, у нас не было пра­ ва ставить этот памятник. Я встречался с главным архитектором города, показывал эскизы памятника, просил совета, помощи. Иронически улыбаясь, он высказывал правильные мысли: «Каждый должен заниматься своим делом. Великому подвигу защит­ ников Заполярья должны соответствовать великие монументы, исполненные на уровне самых высоких эстетических требований. Над нашей самодеятель­ ностью иностранцы хохочут. Не тратьте напрасно силы, время и средства. Чтобы вы там ни сдела­ ли, мы все равно сломаем». Я пытался объяснить: «Если у тех, кто должен заниматься захоронениями, пока не доходят до полкового кладбища руки, пусть постоит временный памятник, на котором увекове­ чены имена погибших воинов. Шефство над захоро­ нениями очень важно для гражданского воспитания школьников, да и иностранцы к нашему памятнику не ходят: туда можно добраться на ГТС, а надеж­ нее на своих двоих». Но убедить его я, конечно, не смог... Не менее интересна реакция людей, далеких от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz