Дранишников, В. В. Защитники отечества // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 255-258.
256 Священная война ем делали самокрутки, и в неимоверно дымном ва гоне начинался многочасовой разговор. Даже я, ребенок, воспринимал инвалидов как тяжелый укор всем нам, оставшимся здоровыми. Именно они отстояли нашу страну, спасли нас от гибели. Однажды мама с болью сказала: «Их бы на руках носить, а мы медяки бросаем. А кого винить? Такое выдюжили, а тут еще голод...» Сегодня я по нимаю, как непросто было им, вчерашним храбрым воинам, даже в качестве инвалидов, просить мило стыню. Поэтому свой хлеб они отрабатывали как могли, как умели, но не задарма... В жизни иногда происходят события, которые невозможно представить даже в самом страшном сне. Например, в 1945 году кто мог предположить, что дети военного поколения в 70-90-е годы будут с трелять по памятникам боевой славы, разрушать во инские захоронения, поставленные их же сверстни ками, увлекаться не в шутку, а всерьез фашистской символикой? Конечно, таких недоумков немного, но они все-таки живут среди нас. Я думаю о том, как много надо было допустить ошибок государству, об ществу, нам, воспитателям, чтобы пожинать такие горькие плоды? Да и причины беспамятства, равно душия и жестокости молодежи очень глубоки... После Великой Отечественной войны в мире начался период «холодной войны», поэтому шко ла наряду с задачами, понятными с точки зрения общечеловеческих ценностей, стала решать и идео логические, классовые задачи. Одной из них была задача воспитания ненависти к своим классовым противникам в лице международного империализма, а значит, в первую очередь, к США, ФРГ и дру гим странам НАТО. Поэтому все события в мире и стране оценивались с точки зрения не справедли вости, а идеологических и политических интересов. Например, как учитель истории я был в первую очередь «рядовым идеологического фронта» и на уроках, посвященных изучению событий 1941— 1945 годов, среди прочих воспитательных задач дол жен был ставить задачу формирования ненависти к классовым противникам. Неслучайно даже выдаю щийся педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ненависти нам нужно учить так же, как и доброте». Этот необходимый, вероятно, в то время узкий клас совый подход и дал негативные результаты в воспи тании, причем в самых неожиданных проявлениях. После войны в местах, где шли жестокие бои, а сейчас стоят памятники, работали геологи. Именно рабочие геологических партий и положили начало мародерству, вскрывая немецкие могилы в целях поиска золотых коронок, украшений, оружия. Позд нее их примеру последовали некоторые школьники и учащиеся ПТУ. Правоохранительные органы и об щественность никак не реагировали на эти преступ ные действия. Считалось, что таким образом под растающее поколение имеет право выражать свое негативное отношение к врагам Отечества, которых никто не звал на Кольскую землю. Существовало ошибочное мнение, что по отношению к фашистам- захватчикам обычные морально-этические нормы неприемлемы. Но вскоре от разграбления немецких могил «до- линщики» или «черные копатели» (так стали назы вать этих людей, потому что они начали промыш лять в Долине славы) перешли к захоронениям за щитников Заполярья, стали разрушать памятники боевой славы. Есть такие люди и сегодня. Они неод нократно разрушали памятник 1100 защитникам Со ветского Заполярья на высоте 258.3. Этот памятник над могилой, в которой собраны останки погибших воинов, поставили молодые поисковики судоремонт ного завода МФ, торгового порта, моряки атомохода «Сибирь». Руководил ими известнейший поисковик- ветеран Лев Васильевич Журин. Да и местные власти в 60 70-е годы проявили непростительную слепоту в своей воспитательной и идеологической деятельности: формально пере носили воинские захоронения к дорогам, а иногда и уничтожали фронтовые кладбища, прокладывали по солдатским могилам железные дороги, меша ли работать поисковикам. Бескорыстие и энтузиазм поисковиков еще больше высвечивали формализм и преступное равнодушие государственных и пар тийных чиновников к истории войны и увековече нию памяти защитников Заполярья. Не буду голословным и приведу яркий пример. В 1970 году краеведы мурманской школы № 10 по письмам ветеранов нашли заброшенное полковое кладбище 10-й гвардейской дивизии в районе со пок Боб и Штиль. Они поставили памятник, на мраморную плиту которого перенесли 14 фамилий погибших —их сумели прочитать на ветках и дере вянных пирамидках, стоявших когда-то на могилах. Это кладбище находится в 18 километрах от Печенг- ской дороги. Поставив этот памятник, мы совер шили два серьезных правонарушения. Во-первых, не подчинились решению облисполкома о переносе захоронения к дороге, во-вторых, у нас не было пра ва ставить этот памятник. Я встречался с главным архитектором города, показывал эскизы памятника, просил совета, помощи. Иронически улыбаясь, он высказывал правильные мысли: «Каждый должен заниматься своим делом. Великому подвигу защит ников Заполярья должны соответствовать великие монументы, исполненные на уровне самых высоких эстетических требований. Над нашей самодеятель ностью иностранцы хохочут. Не тратьте напрасно силы, время и средства. Чтобы вы там ни сдела ли, мы все равно сломаем». Я пытался объяснить: «Если у тех, кто должен заниматься захоронениями, пока не доходят до полкового кладбища руки, пусть постоит временный памятник, на котором увекове чены имена погибших воинов. Шефство над захоро нениями очень важно для гражданского воспитания школьников, да и иностранцы к нашему памятнику не ходят: туда можно добраться на ГТС, а надеж нее на своих двоих». Но убедить его я, конечно, не смог... Не менее интересна реакция людей, далеких от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz