Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.

230 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой С точки зрения методологии любая деятельность, в том числе и педагогическая (обучающая, воспи­ тательная, образовательная) начинается с целепола- гания. Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) фактором пе­ дагогической деятельности. От нее зависят осталь­ ные элементы: содержание, средства, формы, мето­ ды, технологии. Определение педагогических целей и задач имеет большое теоретическое и практиче­ ское значение. Цель в педагогике —сознательный процесс выяв­ ления и постановки целей и задач. То есть цель кон­ кретизируется в задачах. Иначе, цель —это система поставленных воспитательно-образовательных за­ дач. Анализ истории развития образования в разные эпохи, в разных странах показал, что эффективность образования во многом зависит от того, насколько четко работники учебных заведений представляют цель своей деятельности, насколько глубоко и полно осознают важность и значимость этой цели, верят в ее разумность и справедливость, насколько увле­ кает ею своих воспитанников. Крупнейший физиолог и психолог Бехтерев счи­ тал, что решение вопроса о цели воспитания —это непосредственное дело педагогической науки. «Вы­ яснить цель воспитания и доказать способы дости­ жения этой цели, —подчеркивал он, —есть во вся­ ком случае дело науки» [2, с. 5]. «Что сказали бы вы об архитекторе, —писал К. Д. Ушинский,—кото­ рый, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить —храм ли... просто ли дом, в котором жилось бы уютно, краси­ вые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие?.. То же самое должны вы сказать о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» [12, с. 17-18]. Определение цели воспитания К. Д. Ушинский считал пробным камнем философских и психо­ логических теорий, первым вопросом педагогики. А. С. Макаренко подчеркивал, что воспитатель дол­ жен уметь проектировать личность, детально пред­ ставлять, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать. В физиологии (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, пред­ ставляющего собой закодированный в мозгу образ требуемого результата, который и определяет от­ бор целесообразных действий для его достижения. К. Маркс, справедливо отметил, что «цель, как за­ кон, определяет способ и характер действий челове­ ка» [7, с. 189]. Таким образом, между целями воспитания, его содержанием и методами существует органическое единство. Это единство выступает как важная зако­ номерность педагогики. Отсюда следует, что учите­ лю нужно обстоятельно и в деталях осознавать цели и задачи воспитания. Тогда он глубже будет разби­ раться, какие качества нужно формировать у ребен­ ка и какой должна быть методика воспитательной работы. Цель воспитания, образования носит историче­ ский характер. Она и объективна, и субъективна. Ее нельзя выводить только из потребностей сегодняш­ него дня, т.к. растут и изменяются дети, преобра­ зуется их менталитет, меняется время, внося свои коррективы. Как показывает исторический опыт, цели воспи­ тания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием фило­ софских и психолого-педагогических концепций. Исходя из сказанного выше, следует поставить закономерные вопросы: какую цель решает сего­ дня наше образование? Какие гражданские нрав­ ственные качества, сочетающие общечеловеческое и национальное, следует сформировать у выпуск­ ников средних школ и у молодых специалистов'? Разве государству, которое тратит деньги налого­ плательщиков, безразлично, кем станет выпускник вуза: космополитом, для которого родина там, где ему выгодно, или патриотом, желающим служить отечеству... Было бы наивно преподалагать, что проблемы цели воспитания молодежи в сложный противоре­ чивый период становления рыночных отношений и правового государства в России, не разрабаты­ вается учеными. Однако, идеи ученых не находят отражения в законодательных документах. Заканчиваю статью и «краем уха» слушаю теле­ передачу «Вести». Диктор рассказывает о сегодняш­ них беспризорниках. На календаре май 2010 года... Вот откуда ностальгия по всеобучу в советской шко- Литература: 1. Бестужев —Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904-2004. От колоса к коллапсу и обрат­ н о .-М ., 1997. 2. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в воз­ расте первого детства. —СПб., 1909. С. 5. 3. Джуринский А. Н. История педагогики. —М.: Владос, 1999, с. 375. 4. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. —М.:Интерпракс. 1994, с. 68-79 5. Дранишников В. В., Манухин В. П., Дудако- ва Е. Ф. Очерки истории образования Кольского края, —Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001, с. 33-34. 6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, кон­ ференций и пленумов И.К. —М.: Изд-во политиче­ ской литературы, 1983, Т. 2, с. 81-82. 7. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Соч. в 50 т. Изд. 2-е. М., 1960. Т. 23, с. 189 8. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энцикло­ педия», 1993: Т. 1 «Всеобщее обучение», с. 174-175. 9. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное изд-во «Большая Российская энцикло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz