Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.

В. В. Дранишников Ностальгия по всеобучу в советской школе 229 При этом все учащиеся данной группы активно стремятся к «самоактуализации», но на крайне при­ митивном уровне —выбирая экстравагантный стиль одежды, речи, поведения. Подумаем и о том, что самоактуализирующееся поведение 30 с лишним учеников в классе не просто «мешает вести урок» —оно вызывает раздражение у каждого нормального человека. Возникает про­ блема управления самоактуализирующимися уча­ щимися —свободными, но еще не научившимися пользоваться свободой... Все это —характеристика относительно нового для отечественной школы, но уже очень острого и едва ли не главного противоречия между процес­ сами развития и воспитания [10, с. 290] Возможно, одной из причин таких негативных результатов является закономерная плата за деваль­ вацию воспитания, за стремление «растворить» рас­ творить его в образовании. Понятны и истоки этой негативной тенденции. В процессе перестройки в обществе с удивительным единодушием боролись с коммунистической «пролетарской» идеологией в воспитании и, прежде всего, с классовым подхо­ дом в оценки общественно-исторических событий. Многие горели желанием все советское «разрушить до основания». Они не признавали, не видели, не понимали рационального зерна в системе советско­ го воспитания, в советской школе, в деятельности детских и юношеских организаций. Реформаторов «раздражало» само понятие государственная идео­ логия, когда речь шла о воспитании подрастающего поколения. С легкой руки либеральных демократов, любя­ щих философствовать об абстрактном гуманизме вне исторических, национальных, религиозных кор­ ней и традиций россиян, не понимая и не учиты­ вая их ментальности; в Конституции РФ в статье 13 записано: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государствен­ ной или образовательной». Это означает, что государство лишили права вы­ рабатывать общенациональные цели воспитания, ли­ шили возможности воздействовать на негативные явления в молодежной среде. Далеко не все ученые разделяют «конституцион­ ную точку зрения». «Общество без идеологии, —считает социолог И. В. Бестужев-Лада, —страшное общество. Это об­ щество, когда по Достоевскому „все дозволено", когда повальное воровство всеми и всегда, свер­ ху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произносится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду в том числе с самых высоких государ­ ственных трибун (с последующими скандальными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, скажем, приветствие или комплимент. Это общество тотальной дезинтеллектуализации, когда инженер, педагог, врач не отличаются от чер­ норабочего, завсегдатая пивной. Короче говоря, про­ дукт систематического оболванивания из поколения в поколение. Это общество тотальной психопатологизации, всеобщего взаимного остервенения, когда люди в об­ щественных местах, на работе, дома беспричинно кидаются друг на друга, как злые собаки...» [1, с. 37]. Для нас очевидным является следующее: лю­ бому развитому духовно-нравственному обществу необходима объединяющая его идеология (при обя­ зательном плюралистическом подходе к ее достоин­ ствам, праве на критику и непременном ее разви­ тии). Идеология —часть духовной жизни общества, ее элемент, подчиняющийся его законам. Ее нормаль­ ное развитие в обществе возможно только в един­ стве духовно-культурных процессов, происходящих в рамках, как данной страны, так и всей мировой культуры народа, цивилизации. Насилие над «всеоб­ щим интеллектом» общества, его культурой, наукой, традициями неизбежно ведет к кризису идеологии и, как следствие, к социально-экономическому и по­ литическому кризису государства. Главным критерием достоинства общегосудар­ ственной идеологии является гармонизация обще­ человеческих, национальных, классово-сословных, религиозных, профессионально-групповых, регио­ нальных интересов и ценностей, а также учет ин­ тересов и ценностей каждого человека. В основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отече­ ству, восстановление, сохранение и развитие народ­ ных, религиозных, духовно-культурных ценностей и традиций при поддержке в первую очередь тради­ ционных для России религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и лояльном отношении к другим религиозным конфессиям, но самое главное, при уважении к духовно-культурным традициям боль­ ших и малых народов России и всего мира. В течение длительного времени в постсоветской России идет сложный, противоречивый процесс ре­ формирования (модернизации) средней и высшей школы. В научных и научно-популярных изданиях, в прессе, на телевидении, в интернете рассказывают о новых школах, оснащенных самыми современны­ ми обучающими средствами, о новых обучающих методах и технологиях. Первые лица государства умиляются по поводу того, как прекрасно оснащены эти элитарные учебные заведения. А еще больший восторг у чиновников вызывает то обстоятельство, что учителя преодолели, наконец, боязнь компью­ терных технологий обучения. От этих мажорных публикаций мне в голову приходят слова старой, шуточной французской песенки в переводе совет­ ского поэта А. Безыменского в исполнении Л. Уте­ сова: «Все хорошо, прекрасная маркиза, дела идут и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза за исключеньем пустяка...» Так вот мы позволим немножко порассуждать о «пустяке».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz