Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.
228 Школа в4ера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой ципов, которые мы коротко перечислим: —Демократизация образования —цель, средство и гарантия необратимости реформы школы. — Плюрализм образования, его многоукладность и альтернативность. — Народность и национальный характер образо вания —одно из главных условий его духов ного здоровья и нормального развития. Открытость образования —также многомер ный, объемный институциональный, системо образующий принцип, одно из решающих со здания подлинно свободной школы. Регионализация образования —это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного целью единых учебных про грамм, учебников и учебных пособий, ин струкций и циркуляров. — Гуманизация образования —это преодоление основного порока старой школы —ее обез- личенности, поворот школы к ребенку, ува жению его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, за просов, интересов. — Гуманитаризация образования не только про тивостоит свойственному нашей прежней об разовательной системе утилитарному техно кратизму, небрежению к человеку и духовным ценностям. Она связана с общими планетар ными изменениями в современной жизни ми ра, в характере мышления человека конца XX столетия. —Дифференциация образования реализует две фундаментальные задачи —обеспечение поли- фоничности школы и права ребенка на выбор образования. — Развивающий, деятельный характер образова ния нацелен, прежде всего, на пробуждение способностей личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. —Непрерывность образования обеспечивает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, —много мерное движение личности в образовательном пространстве. [4, с. 68-77]. В 1991 году Государственная дума приняла закон РФ «Об образовании», который реформировал всю систему образования в стране и поднял ее на новый качественный уровень. Однако, несмотря на мно гочисленные, неоднократные дополнения к закону, некоторые его положения вызывают вопросы. В Законе нет самостоятельного понятия «воспи тание» и, соответственно, нет «цели воспитания». Когда шел долгий, открытый процесс обсуждения Закона было высказано несколько вариантов опреде ления «цели воспитания» в России. Вероятно, депу таты посчитали, что в период «расцвета демократии» этот процесс может происходить стихийно, без вме шательства государства... Если рассматривать Закон с точки зрения «все обуча», то это шаг назад по сравнению с тем, что было в советской школе. По Закону основное об щее образование, которое является обязательным - всего 9 классов. А мы рассуждаем о нанотехноло гиях... Ряд положений Закона звучат декларативно. Например: «Статья № 1. Государственная политика в области образования. 3. Российская федерация провозглашает сферу образования приоритетной». В связи с социальным расслоением населения страны, растущим числом людей живущих ниже прожиточного минимума, а их миллионы, рассуж дения разработчиков о «равных стартовых возмож ностях детей» в образовании звучат кощунственно. В России до сих пор существуют беспризорники... Не сбылись надежды ряда ученых о том, что создание элитарных, частных школ, осмысление их опыта работы поможет создать модель школы буду щего. Ведь именно в таких школах отрабатывают ся «технологии завтрашнего дня». Именно сюда на конкурсной основе отбираются наиболее професси ональные и личностно успешные учителя. А глав ное —контингент учащихся вполне отвечает реа лиям желаемого будущего: это дети материально хорошо обеспеченных, самоактуализирующхся и од нозначно социально успешных родителей. Исследования И. С. Сергеева показали, что по давляющее большинство учащихся элитарных школ характеризуются следующими особенностями: — особенным чувством собственного достоин ства и эгоцентризмом, отсюда —высокой чув ствительностью и ранимостью; — низкой мотивацией к учению, постепенно сни жающейся от класса к классу, очень малой лю бознательностью и почти полным отсутствием сознательного интереса к общеобразователь ным предметам; — сильным тяготением к подростковой субкуль туре со всеми ее особенностями (атрибутив ностью, культом силы, формализмом и т.д.). Так, например, для этих учащихся характер на оценка учителя по уровню фирм, одежду которых он носит; — высокой степени искушенности в вопросах, все еще «закрытых» от детей в традиционной культуре (секс, насилие, демонизм); — крайне низкой степенью самостоятельности, потребительским отношением к жизни даже в мелочах, уверенностью в том, что «за меня все сделают другие»; — отсутствием уважительного отношения к учи телю, склонностью к панибратству; — пониженным (относительно учеников государ ственных школ) уровнем нервно-психического здоровья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz