Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.

228 Школа в4ера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой ципов, которые мы коротко перечислим: —Демократизация образования —цель, средство и гарантия необратимости реформы школы. — Плюрализм образования, его многоукладность и альтернативность. — Народность и национальный характер образо­ вания —одно из главных условий его духов­ ного здоровья и нормального развития. Открытость образования —также многомер­ ный, объемный институциональный, системо­ образующий принцип, одно из решающих со­ здания подлинно свободной школы. Регионализация образования —это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного целью единых учебных про­ грамм, учебников и учебных пособий, ин­ струкций и циркуляров. — Гуманизация образования —это преодоление основного порока старой школы —ее обез- личенности, поворот школы к ребенку, ува­ жению его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, за­ просов, интересов. — Гуманитаризация образования не только про­ тивостоит свойственному нашей прежней об­ разовательной системе утилитарному техно­ кратизму, небрежению к человеку и духовным ценностям. Она связана с общими планетар­ ными изменениями в современной жизни ми­ ра, в характере мышления человека конца XX столетия. —Дифференциация образования реализует две фундаментальные задачи —обеспечение поли- фоничности школы и права ребенка на выбор образования. — Развивающий, деятельный характер образова­ ния нацелен, прежде всего, на пробуждение способностей личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. —Непрерывность образования обеспечивает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, —много­ мерное движение личности в образовательном пространстве. [4, с. 68-77]. В 1991 году Государственная дума приняла закон РФ «Об образовании», который реформировал всю систему образования в стране и поднял ее на новый качественный уровень. Однако, несмотря на мно­ гочисленные, неоднократные дополнения к закону, некоторые его положения вызывают вопросы. В Законе нет самостоятельного понятия «воспи­ тание» и, соответственно, нет «цели воспитания». Когда шел долгий, открытый процесс обсуждения Закона было высказано несколько вариантов опреде­ ления «цели воспитания» в России. Вероятно, депу­ таты посчитали, что в период «расцвета демократии» этот процесс может происходить стихийно, без вме­ шательства государства... Если рассматривать Закон с точки зрения «все­ обуча», то это шаг назад по сравнению с тем, что было в советской школе. По Закону основное об­ щее образование, которое является обязательным - всего 9 классов. А мы рассуждаем о нанотехноло­ гиях... Ряд положений Закона звучат декларативно. Например: «Статья № 1. Государственная политика в области образования. 3. Российская федерация провозглашает сферу образования приоритетной». В связи с социальным расслоением населения страны, растущим числом людей живущих ниже прожиточного минимума, а их миллионы, рассуж­ дения разработчиков о «равных стартовых возмож­ ностях детей» в образовании звучат кощунственно. В России до сих пор существуют беспризорники... Не сбылись надежды ряда ученых о том, что создание элитарных, частных школ, осмысление их опыта работы поможет создать модель школы буду­ щего. Ведь именно в таких школах отрабатывают­ ся «технологии завтрашнего дня». Именно сюда на конкурсной основе отбираются наиболее професси­ ональные и личностно успешные учителя. А глав­ ное —контингент учащихся вполне отвечает реа­ лиям желаемого будущего: это дети материально хорошо обеспеченных, самоактуализирующхся и од­ нозначно социально успешных родителей. Исследования И. С. Сергеева показали, что по­ давляющее большинство учащихся элитарных школ характеризуются следующими особенностями: — особенным чувством собственного достоин­ ства и эгоцентризмом, отсюда —высокой чув­ ствительностью и ранимостью; — низкой мотивацией к учению, постепенно сни­ жающейся от класса к классу, очень малой лю­ бознательностью и почти полным отсутствием сознательного интереса к общеобразователь­ ным предметам; — сильным тяготением к подростковой субкуль­ туре со всеми ее особенностями (атрибутив­ ностью, культом силы, формализмом и т.д.). Так, например, для этих учащихся характер­ на оценка учителя по уровню фирм, одежду которых он носит; — высокой степени искушенности в вопросах, все еще «закрытых» от детей в традиционной культуре (секс, насилие, демонизм); — крайне низкой степенью самостоятельности, потребительским отношением к жизни даже в мелочах, уверенностью в том, что «за меня все сделают другие»; — отсутствием уважительного отношения к учи­ телю, склонностью к панибратству; — пониженным (относительно учеников государ­ ственных школ) уровнем нервно-психического здоровья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz