Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.
В. В. Дранишников Ностальгия по всеобучу в советской школе 227 свое равнодушие и черствость. В приказе по школе мне объявили выговор. Но самые большие мучения для меня начинались то гда, когда школьники сдавали экзамены на аттестат зрелости. На экзаменах присутствовала комиссия, в которую наряду с директором школы и учителем истории входили также работники райкомов и гор кома комсомола, инструкторы обкома КПСС. В каждом классе среди выпускников было несколько человек, которые за все годы учебы ни разу не смогли даже ответить у доски. Их оценки за четверть складывались из оценивания простейших форм работы с учебником или контурной картой. Ко нечно, на экзаменах по другим предметам их было легко «вытянуть» —исправить ошибки в сочинении, написать решение задачи, но на устном экзамене по истории и обществоведению при ответах на слож ные объемные вопросы помочь таким детям было невозможно. Правда, на экзамене можно было поль зоваться справочной литературой и плакатами, но уровень практических умений у таких школьников был настолько низок, что они не могли пользоваться даже этими официальными «шпаргалками». Однажды на экзамене у меня готовился к ответу именно такой ученик, а в комиссии, как назло, си дели два партийных работника. Второй, как я узнал позже, пришел за компанию. Я мучительно сооб ражал, чем же можно помочь парню, как обмануть комиссию. Написал директору записку: «Уведите гостей минут на десять в буфет или на экскурсию в теплицу или музей». Но партийные деятели оказа лись догадливыми и отказались, мотивируя это тем, что «пришли работать, а не гулять». И тут меня осенило! Я обратился к комиссии с таким предложением. —Сейчас у меня будет отвечать ученик, который сильно заикается. Его ответ займет много времени, а он еще и стес нительный. Можно, я ознакомлюсь с его записями, а потом опрошу у карты в другом конце класса, что бы не задерживать других детей, готовых к ответу? Конечно, ученика пожалели. На нем и так от страха лица не было: дергалось веко, ручка тряслась в руках. На листке были всего лишь два предложе ния —переписанные с билета вопросы. Я подвел его к карте по Великой Отечественной войне (пер вый вопрос был о разгроме фашистов под Москвой). Кстати, вспомнил анекдот о том, как домашний учи тель принимал экзамен у недоросля, папа которого был очень богатым, а ребенок —очень ленивым. Учителю не хотелось терять высокооплачиваемую работу, поэтому он всегда задавал ученику вопросы подобного рода: «Какого цвета был белый конь, на котором ехала Наташа Ростова?» Сначала я задал вопрос для разминки. —Тебя как зовут? Он так растерялся, что с полминуты молчал. На конец, дрожащим голосом произнес: —Миша. —Ну, Миша, молодец. Раз заговорил —все будет в порядке. А теперь, Михаил, найди на карте Моск ву. Посмотри внимательно на карту и скажи, какие воинские соединения немцев наступали на Москву и какие войска ее обороняли? На карте была таблица-врезка, показывающая соотношение сил. Я помог Мише ее найти, а он прочитал то, что там было написано. Конечно, на расстоянии могло показаться, что он отвечает убеди тельно: ученик что-то говорит и пользуется картой. Второй вопрос был по обществоведению, и здесь уже не было спасительной карты. Я усадил Мишу спиной к комиссии, сел рядом и, как положено, за дал ряд вопросов на знание понятийного аппарата. Миша выразительно молчал, у него снова задерга лось веко, а щеки залились нервным румянцем. В го лову пришла спасительная мысль —расспросить его о чем-нибудь, не имеющем отношения к школе, мо жет, тогда он успокоится и хоть что-нибудь ответит. —Миша, а где ты отдыхал летом? Он растерянно смотрел на меня, ничего не пони мая. Пришлось повторить вопрос. Ну, где же ты отдыхал? Вспоминай, вспоминай, не молчи... Наконец, он понял мою задумку и бодро заговорил: —На Украине был, у бабушки под Киевом. Я перебил его шепотом: —Да не ори ты, мы в классе не одни, отвечай вполголоса. Мы продолжили разговор, и речь зашла о рыбал- —Рыбу-то там есть где ловить? —Да, там в искусственных прудах карпа разво дят. —А на какую наживку карп лучше идет?.. Минут пять мы с удовольствием поговорили о нашем общем увлечении. Потом я похлопал его по плечу и громко сказал: —Ну ладно, молодец! —а потом подошел к экза менационному столу, где сидела комиссия, и подвел итог: —Ответ слабый, много «воды», плохо ориен тируется на карте. Недостаточно хорошо устанав ливает причинно-следственные связи исторических событий, нечетко владеет понятийным аппаратом об ществоведения. При ответе очень волновался. Обыч ный зубрила-троечник... Конечно, если бы закон о всеобуче был проду ман лучше, то не надо бы было устраивать для детей такую профанацию экзаменов. На мой взгляд, уче никам, которым плохо давался тот или иной предмет, надо было делать в аттестате запись: «Прослушал курс по истории...» С таким документом выпуск ники могли бы устраиваться на работу или, при желании, пересдавать этот экзамен на следующий год в вечерней школе. В 80-90 гг. XX в. в стране проходил сложный процесс реформирования школы. Этим занимался специальный научный коллектив разработчиков ре формы под руководством академика Э. Д. Днепрова. В основу реформы школы было положено 10 прин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz