Военно-патриотическое воспитание учащихся : методические рекомендации / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. Дранишников В. В. – Мурманск : [б. и.], 1985. – 50, [2] с.

установленной на 76-м километре Печенгской дороги учениками школы № Ю г. Мурманска. 3. Контрольные сроки экскурсии, участники, руководитель, экскурсовод: 16 сентября (воскресенье) 1984 г. с 9.00 до 20.00, ученики 10 «А» класса школы № 10 г. Мурманска; экскурсовод — участник боев в Заполярье Сергей Иванович Полозов. 4. Предварительная подготовка учеников к экскурсии. Зн а ­ комство на уроках истории СССР с краеведческой темой «Вой­ на в Заполярье». Проведение на классном часе итогов летних поисковых заданий и прежде всего операции «Память». Зн а ­ комство ребят с минимумом краеведческой литературы о войне: А. А. Киселев. «Родное Заполярье», Мурманское книжное изда­ тельство, 1974 г., с. 316—386; В. М. Румянцев. «Разгром врага в Заполярье», Воениздат, М., 1963, с. 5—10; Евгений Халдей. «От Мурманска до Берлина», Мурманское книжное изд-во, 1979, фотоальбом; А. В. Беляев и Ю. П. Веселов. «Туристские тропы Кольского полуострова», Мурманское книжное изд-во, 1971, ра з ­ дел «По местам боев», с. 168. 5. Задания учащимся, которые они должны выполнить в ходе экскурсии. Общие задания: а) ведение дневника экскурсии (запись рассказа экскурсовода, комментариев родителей, уча­ стников войны, учителя, собственные наблюдения и впечатления от экскурсии); б) сбор экспонатов для школьного кабинета исто­ рии; в) запись истории создания памятников по маршруту экскур­ сии. Индивидуальные задания: запись на переносной магнитофон рассказа экскурсовода — участника боев в Заполярье; г) зафото- графировать весь ход экскурсии (ветеранов, следы боев, участни­ ков экскурсии); д) сделать рисунки памятных мест. На выполнение и оформление заданий дается неделя. 6. Средства передвижения во время экскурсии. Переезды на автобусе, пешие переходы. 7. Одежда, питание, снаряжение, оборудование, приборы, ко­ торые должны взять учащиеся на экскурсию (одежда спортив­ ная по погоде, сухой паек, фотоаппараты, переносной магнитофон и запас кассет, бинокль, аптечка, туроборудование). 8. Форма подведения итогов экскурсии. Проведение совме­ стной конференции учеников и родителей по теме «Заполярье в огне». Организация конкурса-выставки на лучший дневник экскурсии, на лучшую заметку или очерк, на лучшую фотогра­ фию, на лучший рисунок. Подготовка выставки собранных экспо­ натов. Переписать и красочно оформить рассказ экскурсовода. Весь собранный и обработанный краеведческий материал торже­ ственно передать в школьный музей или кабинет истории. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz