Военно-патриотическое воспитание учащихся : методические рекомендации / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. Дранишников В. В. – Мурманск : [б. и.], 1985. – 50, [2] с.

тодики, инструктивных документов, но и повышенной ответствен­ ности за безопасность и жизнь детей. Экскурсия — это организованный выход учащихся за пределы класса для наблюдения изучаемых явлений; либо в естественных условиях — природа, производство, памятные места; либо в спе­ циальных хранилищах — музеях, на выставках с последующим анализом и обобщением услышанного и увиденного на уроках или других учебно-воспитательных мероприятиях. Методика организации совместной экскурсии учеников и ро­ дителей включает: а) постановку учителем и родителями цели экскурсии и уяснение ее учащимися; начальное (вводное) выступ­ ление экскурсовода (им может быть один из родителей); б) пе­ редвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сопровождении объяснения экскурсовода, дополнениями и ком­ ментариями родителей, ветеранов труда и войны; в) вопросы и комментарии учителя (если он сам не является экскурсоводом); г) учет возрастных и психологических особенностей ребят, их подготовленности к усвоению информации и возможности в пла­ не физической нагрузки; д) разработку общих и индивидуальных заданий участникам экскурсии (детям, родителям, отдельным семьям); е) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при посещении производства или природных объ­ ектов; ж) оформление необходимой документации (приказ дирек­ тора школы, в котором указывается цель экскурсии, контрольные сроки, поименный список учащихся, руководитель экскурсии, несущий полную ответственность за здоровье и жизнь детей; спи­ сок родителей и их обязанности в процессе проведения экскурсий. Рассмотрим, как была организована и проведена экскурсия по местам боевой славы Заполярья в район Долины Славы. Проанализировав сведения о родителях по журналу и по «Дневнику классного руководителя», учитель выписывает фами­ лии родителей, которые по роду профессии, занимаемой долж ­ ности, в силу своих увлечений, например, охотой, рыбной ловлей, туризмом могут быть полезными в организации экскурсии. Предварительно, в общих чертах переговорив с ними по теле­ фону или в ходе личной встречи, получив согласие, учитель при­ глашает своих помощников на заседание родительского комитета, где им официально предлагается принять участие в подготовке сложного, ответственного мероприятия. Между родителями рас ­ пределяются конкретные поручения (за разработку маршрута, приобретение и оплату транспорта, получения туристского обору­ дования, закупку продуктов и т. д.), устанавливаются точные сроки их выполнения. Приступая к подготовке экскурсии, учитель с небольшой груп­ пой родителей знакомятся с ее объектами, определяют, на что 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz