Военно-патриотическое воспитание учащихся : методические рекомендации / Пед. о-во РСФСР, Мурм. обл. совет ; сост. Дранишников В. В. – Мурманск : [б. и.], 1985. – 50, [2] с.

Материал анкет представляет интерес и для государственного музея, и для различных советских организаций. Основные данные о ветеранах переносятся на карточки и вхо­ дят в справочный отдел школьного музея или кабинета истории. Операцию «Память» можно проводить силами совета музея, членами историко-краеведческого кружка или факультатива, по­ исковыми группами классов. В зависимости от количества участ­ ников операции между ними закрепляются или отдельные дома микрорайона, или отдельные подъезды домов. Анкеты следует напечатать в достаточном количестве заранее, а с учениками провести консультацию о правилах анкетирования, о правилах поведения в общении с незнакомыми людьми. Не всегда целесообразно заполнять анкеты при первой встре­ че. Выяснив, что в данной квартире живет участник войны, надо представиться, рассказать о проводимой работе, о ее целях. Оста­ вив анкеты, краеведы договариваются о встрече, назначая время, удобное ветерану. Во время следующей встречи можно попросить ветерана написать воспоминания о самых памятных событиях во­ енных лет, участником которых он был. Если есть возможность, следует ознакомиться с личным архивом тех лет и т. д. Из собранных анкетных данных отбираются адреса участни­ ков боев в своем крае для более глубокого изучения их воспо­ минаний и имеющихся документов. Записывая воспоминания, нужно шире использовать переносный магнитофон, фотоаппара­ ты. Существуют правила записи воспоминаний: L. Заранее определить цель беседы, составить вопросник. 2. Запись воспоминаний следует вести группой в 2—3 человека: один ведет беседу, другие записывают. 3. Наводящими вопросами точно определять время излагаемых событий и фактов. Уточнять даты, фамилии, географические на ­ звания. Сложные, необычные для произношения фамилии и на­ звания просить записать самого рассказчика. 4. Записанные воспоминания необходимо зачитать рассказ­ чику для проверки. 5. Факты, события, вызывающие сомнения, необходимо неодно­ кратно проверить, уточнить у других информаторов. 6. Проверенную запись, соответственно оформив, переписать в «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов». Логическим продолжением операции «Память» является опе­ рация «Забота». Суть ее — оказание всесторонней помощи вете­ ранам войны. Ведь это не только заслуженные люди, но и неред­ ко очень больные, а бывает и одинокие. Значение такой работы трудно переоценить. И дело не только в том, что ученики получают новую не книжную информацию о войне и нередко бывают в полном смысле слова первооткрыва­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz