Дранишников, В. В. Некоторые теоретические аспекты гражданского воспитания школьников // Воспитание гражданина, патриота России : межрегиональная научно-практическая конференция, 13-15 декабря 2000 года, г. Полярный : сборник докладов и тезисов выступлений : пленарное заседание / Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2001. – С. 9-15.

ков и молодежи, умения быть законопослушными гражданами об­ щества, которые в любой сфере жизнедеятельности соблюдают законы и сознательную дисциплину. Этого можно достигнуть только в процессе правового воспитания подрастающего поколения. Об­ щеизвестно, что одной из конституционных обязанностей юноши, достигнувшего 18-летнего возраста, является служба в армии. И к этому их надо готовить в школе. Наконец, в любой многонациональной стране, а именно такой является Россия, интернациональное воспитание - как органиче­ ская часть гражданского воспитания - необходимое условие суще­ ствования такого государства и источник его успешного развития. В процессе перехода к рыночной экономике в политической и социально-экономических сферах, а также в ходе реформирова­ ния системы образования был допущен ряд ошибок, которые нега­ тивно влияют на гражданское воспитание школьников. Одна из них - недооценка рядом политических деятелей, ученых, педагогиче­ ской общественностью роли идеологии в сплочении населения страны, в формировании гражданственности подрастающих поколений. "Общество без идеологии, - считает социолог И. В. Бестужев- Лада, - страшное общество. Это общество, когда, по Достоевскому, "все дозволено", когда повальное воровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произносится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду, в том числе с са­ мых высоких государственных трибун (с последующими скандаль­ ными разоблачениями в печати); когда глубокое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, скажем, привет­ ствие или комплимент... Это общество тотальной дезинтеллектуа­ лизации, когда инженер, педагог, врач не отличаются по образу мыслей и манере выражать их от опустившегося пьяницы, бродяги; когда даже выдающийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жизни может ничем не отличаться от чернорабоче­ го, завсегдатая пивной". Необходимо отметить, что отказ от политики конфронтации великих государств, принятие ряда важных международных согла­ шений, регулирующих их отношения, не привели, да и не могли привести к отказу европейских государств и Америки от своих тра­ диционных ценностей и национальных интересов. Свои геополити­ ческие интересы, например, США даже не скрывают. Приведу для примера лишь два документа, которые разделяют 50 лет. Руководитель разведывательного управления США Даллес на закрытом заседании Сената в 1945 году раскрыл план идеологиче­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz