Дранишников, В. В. Некоторые теоретические аспекты гражданского воспитания школьников // Воспитание гражданина, патриота России : межрегиональная научно-практическая конференция, 13-15 декабря 2000 года, г. Полярный : сборник докладов и тезисов выступлений : пленарное заседание / Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2001. – С. 9-15.

вами, признание общечеловеческих ценностей, которыми необхо­ димо руководствоваться в отношениях между государствами, все великие державы имеют свои геополитические интересы, и нужен баланс военных сил, в том числе и ядерных, который позволяет сохранять на земле мир. В последнее десятилетие в связи с изменением соотношения сил на мировой арене (распад социалистической системы, Вар­ шавского договора, СССР, наращивание мощи военно-полити- ческого союза НАТО, вступление в этот блок бывших социалисти­ ческих стран, стремление Украины стать членом НАТО, кризис в военно-промышленном комплексе страны, негативные процессы в армии, утеря Россией статуса великой державы, обострение ме­ ждународных отношений в Европе, двойной стандарт (двойная мо­ раль) в отношении к внешней и внутренней политике России и дру­ гих государств, события в Югославии, чеченские войны) на повест­ ку дня как серьезная проблема встала необходимость создания в России системы военно-патриотического воспитания школьников и, прежде всего, учеников старших классов. Педагоги, общественные и политические деятели, ветераны, представители Вооруженных Сил России все чаще и настойчивее говорят об объективной необходимости введения в школах на доб­ ровольных началах начальной военной подготовки и ее финанси­ ровании из федерального бюджета. Изучение в рамках курса "Ос­ новы безопасности жизнедеятельности" раздела "Основы подго­ товки к военной службе" не решает рассматриваемой проблемы. Существует и противоположная точка зрения: начальная во­ енная подготовка недопустима, так как это означает милитариза­ цию учебно-воспитательного процесса в школе. Действительно, система военно-патриотического воспитания старшеклассников включает не только психологическую, но и на­ чальную военную подготовку к защите Отечества. Другое дело, что в каждый конкретный исторический период развития России роль, место, масштабы, содержание, формы и методы военно-патрио- тического воспитания молодежи менялись. Они должны быть адек­ ватны конкретной международной обстановке и социально-полити­ ческой обстановке в стране Нельзя забывать, что уже больше года идут военные действия в Чечне (по сути, вторая Чеченская война), и события не только на Кавказе, но и в Средней Азии свидетельст­ вуют о том, что и в будущем в течение длительного времени в этих района могут возникать локальные военные конфликты. В то же время - гражданственность как сложное интегратив­ ное качество личности неотделимо от правовой культуры школьни­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz