Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

ского трактата, изначально нравственный поступок) относит наш разум и свободную волю в начало бытия... И. главное - каждое произведение культуры есть кристаллизованное начало сво­ бодных форм человеческого общения, события. Именно такое сознательное изначаль­ ное творение мира из “ничто” или почти из “ничто” и образует сквозное мироощуще­ ние человека культуры». Такая трактовка понятия “культура” для В С Библера не самоцель. Отсюда он исходит, разрабатывая педагогическую концепцию, в которую входят следующие ос­ новополагающие положения: 1 «Мы исходим из того, что культура воспроизводится в нашем сознании (в т мере, в какой оно культурно) не просто как лестница исторических культур, последова­ тельно друг друга сменяющих, но как одновременные голоса и определения современ­ ного мышления.» 2. « .. каждая культура - это то, что раскрывает свои бесконечные резервы, тай­ ны, возможности. И, прежде всего, возможности выявления и актуализации все новых и новых своих замыслов.» 3. «Однако существенна не только одновременность различных культур (в кон­ тексте диалога XX века), но и сквозная диалогическая целостность каждой из этих культур, концентрированной вокруг единой, одной точки, в которой эта культура наи­ более не совпадает с собой и, следовательно, наиболее способна развиваться, проявлять свои бесконечные возможности » 4. «В каждой культуре важно понять особое преломление тех основных регуля­ тивных идей, которые и способны вынести отдельные культуры на грань их взаимооп- ределения в целостности.» 5 «Построение обучения, образования вокруг идеи культуры, диалога культур подразумевает логические понятия, центры, сосредоточия, отличные от нововремен­ ных В нашей логической концепции выступают три фокуса мышления как средоточия культуры Первый - это идея диалога, когда культура выступает как извечно сущест­ вующее, могущее в диалоге извечно развивать свои потенции. Второе - это идея транс- дукции, т е. доведение культуры до предела, когда она должна себя обосновать и пе­ рейти в другую культуру. Это момент взаимопорождения культур. Третий фокус - идея парадокса, т е необходимости воспроизвести в мышлении бытие как несводимое к мышлению, это необходимый отсыл к началу, когда мышление понимается как воз­ можность мышления, т е. как не мысль (как бытие) » 6 «Что значит на уроках в школе усвоить какой-нибудь учебный предмет: фи­ зику, математику, биологию7 Обычно это предполагает следующие предварительные операции: превратить знание, как оно вспыхивает, возникает в произведениях культуры, в диалогах Галилея или письмах Бора, в некий экстракт, одинаковый для всех мыслителей, скажем для всех физиков. Этот экстракт необходимо далее “перекачать” в популярный учебник и в та­ ком виде, в котором уже ничего не осталось от исходных форм, передать ребенку для усвоения». Умозрительно идея изучения содержания школьного образования в процессе диалога культур очень интересна. Однако в практической деятельности ее воплощение в массовую школу очень трудно по ряду серьезных причин Назовем лишь некоторые из них: учитель, излагающий материал в форме “диалога культур” должен иметь энцик­ лопедические знания; вызывает сомнения, что можно «превратить знания в некий экстракт, одинако­ вый для всех мыслителей». Уровень его “концентрации” и объективности будет нахо­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz