Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
процессе пассивного усвоения готовой информации, но в личностном общении, т е. в общении с личностью как носителем нестандартных творческих устремлений. Транс ляция культуры всегда включает сотворчество ее восприемника». Е М. Чехарин справедливо отмечает диалектическую связь культур и жизни: «Культура активно влияет на качество и характер жизни, так же как и жизнь, в свою очередь, делает культуру прогрессивно развивающейся системой. Это диалектическое взаимодействие особенно важно в переломные периоды истории, предопределяющие содержание, цели и идеалы национально-государственной жизни. Одновременно каче ственно новое содержание и форма культуры исторически перспективны тогда, когда они не порывают с предшествующими культурно-историческими реалиями, а аккуму лируют в себе их лучшие свойства для саморазвертывания человеческих сущностных сил».1 И А. Ильин четко разграничивает понятия “культура” и “цивилизация” : «Куль тура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична Цивилизация технич на, вторична, размножаема, механистична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного. Всякая религия есть культура, даже самая наивная, самая примитивная. А вот чем болен современный мир - так это безрилигиозной цивилизацией».2 Философ акцентирует внимание на том, что «в вопросах цивилизации Россия примерно до середины XIX века была отсталой и примитивной, но никогда не была Россия бескультурной, к культуре безучастной, от культуры независимой или варвар ской и самодовольной в варварстве».3 Подчеркивая важность культуры в жизнедеятельности людей, И.А. Ильин ут верждает: «Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и свои силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру.. Кипение в политиче ских разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии - не есть культура, а растрата сил и жизненных возможностей».4 Философ B.C. Библер дает три определения культуры: «Культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных - настоящих, прошлых и будущих культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей». Второе определение: «Культура есть форма самодетерминации судеб и сознания индивидов. Извне и изнутри обрушиваются на тело, сознание, мышление гигантские силовые потоки, безвозвратно определяющие всю нашу судьбу, весь наш характер. В феноменах культуры все прошлое и будущее человеческой истории собирает ся, замыкается в моем разуме, ставится под вопрос и может быть коренным образом свободно перерешено», И третье определение: «В произведениях культуры возникает феномен “мира впервые” Будь это момент предельной самодетерминации, будь это общение на грани культур, но всегда произведение (полотно живописца, торс, изваян ный скульптором, ритм поэтической речи, философско-логические фигуры философ' Чехарин Е М. Общечеловеческие ценности // Памятники Отечества: Альманах - 1998 - № 2 02 : Ильин И.А О русской культуре: Собр соч. / Сост , вступ. ст. и комм ЮТ Лисицы, - В Ют. - М.: Русская школа, 1996,-Т. 6. - С 590. 1 Гам же. - С. 592. 4Ильин И.А. Наши задачи: Собр. соч. / Сост., вступ. ст. и комм. ЮТ. Лисицы - В 10 т, - М.: Русская школа, 1996. - Т. 2. - С. 101 5Библер B.C. Диалог культур и школа XX века // Школа диалога культур: Идеи Опыт. Про блемы - Кемерово: «Атеф» Гуманитарный центр, 1993. - С 25. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz