Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
любовь к Богу; готовность к самопожертвованию ради Отечества от угрозы, особенно внеш ней V На наш взгляд, из сказанного выше, очевидным является следующее: любому развитому духовно-нравственному обществу необходима объеди няющая его идеология (при обязательном плюралистическом подходе к ее достоинствам и недостаткам, право на критику и непременное ее развитие), главными критериями достоинства общегосударственной идеологии являют ся гармонизация общечеловеческих, национальных, классово-сословных, ре лигиозных, профессионально-групповых, региональных интересов и ценно стей, а также учет интересов и ценностей каждого отдельно взятого челове ка; создание единой идеологии в переходном обществе процесс сложный, дли тельный, противоречивый, но неизбежный; в основе единой идеологии должны лежать: любовь к Отечеству, восстанов ление, сохранение и развитие народных, религиозных, духовно-культурных ценностей и традиций, при поддержке, в первую очередь, традиционных ре лигий России (православия, ислама, иудаизма) и лояльном отношении к дру гим религиозным конфессиям, и, самое главное, уважение духовно культурных традиций больших и малых народов России и всего мира; ведущая роль в решении этой сложной задачи принадлежит целенаправлен ной воспитательной деятельности государства, учебно-образовательных уч реждений, особенно школ, лицеев, колледжей, вузов, церкви, средств массо вой информации. Поликультурное воспитание - важнейшее направление духовного развития школьников и молодежи Не менее сложным и неоднозначно трактуемым является понятие “культура” Большой энциклопедический словарь (1997) дает определение “культура” в широком и узком смысле: «Культура (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, обра зование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общест ва, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организа ции жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях Понятие “культура” употребляется и для харак теристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и на ций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфе ра духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности лю дей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы мора ли, права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельно сти (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное, экологическое разви тие, мировоззрение, способы и формы общения людей)». Педагогическая энциклопедия в дополнение к сказанному выше обращает вни мание на то, что «культура - сложное междисциплинарное общеметодологическое по нятие, характеристика которого, удовлетворяющая специалистов различных отраслей знаний, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует определения куль туры, которое можно было бы считать исчерпывающим... Культура передается не в Подберезкин А.И. Посеянное в тернии. Русский путь: сделай шаг // Обозреватель - 1999. - №4. - С. 94. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz