Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
ва объективных и субъективных факторов. Важно понять другое. Детские души - бла годатная почва для добра, милосердия, сострадания. Они поддаются в процессе проду манной целенаправленной воспитательной деятельности формированию духовных ценностей. Проблему “ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценно сти” усугубляет отсутствие в обществе современной общепризнанной и объединяющей всех граждан идеологии, отражающей в совокупности общечеловеческие, националь ные, государственные, региональные особенности, ментальность россиян. «Общество без идеологии, - считает социолог И.В. Бестужев-Лада, - страшное общество. Это общество, когда по Достоевскому “все дозволено”, когда повальное во ровство всеми и всегда, сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произно сится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду, в том числе с самых высоких государственных трибун (с последующими скандальными разоблачениями в печати), когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, ска жем, приветствие или комплимент. Это общество тотальной дизинтеллектуализации, когда инженер, педагог, врач не отличаются по образу мыслей и манере выражать их от опустившегося пьяницы, бродяги, когда даже выдающийся ученый или писатель, художник, артист в повседнев ной жизни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пивной. Короче говоря, продукт систематического оболванивания из поколения в поколение. Это общество тотальной психопатологизации, всеобщего взаимного остервене ния, когда люди в общественных местах, на работе, дома беспричинно кидаются друг на друга, как злые собаки... Почему? Такова совокупная конечная цена принудитель ной идеологии.»1 Существует и другое мнение: «В правящих кругах, в публицистике заговорили 0 выработке новой государственной идеологии Но всякая идеология - это односторон ний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных ценностных ориентаций». Создание и насаждение какой-либо государственной идеологии - это стремле ние сформировать какую-то единую идеологическую платформу, что в условиях мно гопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником ка ких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Думается, что более позитивными являются суждения тех, кто утверждает, что «назрела необходимость в новой, современной идеологии для Нации, и нужны новые ее носители, не отягощенные инерцией мышления, ошибками прошлого и самоуверенно стью в своей правоте». Среди тех, кто предлагает свое видение того, что может сце ментировать единую российскую идеологию интересны и убедительны взгляды А.И. Подберезкина - руководителя Всероссийского общественно-политического дви жения «Духовное наследие». «Опыт показывает, - пишет он, - что такими базисными понятиями и ценностями для нации во все периоды ее истории были: любовь к Родине, - приверженность сильному государству и его институтам, - любовь к народу, его традициям и устоям; 1Бестужев-Лада И.В. Россия накануне XXI века. 1904-2004, От колосса к коллапсу и обратно - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 39-40 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz