Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
Оказалось, что ни один студент однозначно не ориентируется на советские цен ности и стандарты, на западные ценности и стандарты ориентируется всего 2,3%, на традиционно российские —25%; большинство студентов - 72,7% считают, что необхо димо взять все лучшее в стандартах и ценностях российских, советских и западных, но в основе, по их мнению, должна находиться российская духовность, а перенимать за падный опыт необходимо не автоматически, а учитывая специфику исторического, со циально-экономического развития России, ментальность россиян. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в различных ре гионах России и Мурманской области, показывает, что чем выше образование и духов но-культурный уровень молодежи, тем они выше ценят традиционно российские цен ности, более психологически готовы к сотрудничеству с западными странами. Интересную информацию о нравственных ценностях юных мурманчан дает ана лиз, написанных ими сочинений-миниатюр и ответов на различные задания - тесты Оказалось, что тяжелое экономическое положение населения заполярной столицы, пе реоценка ценностей, которая происходит в обществе, не затронули детские души, и они на эмоциональном уровне, подсознательно отдают предпочтение духовным ценностям Так одним из заданий, которое получили младшие школьники ряда школ города Мурманска, было следующее: «Представь себе сказочную ситуацию. Ты волшебник, но запас твоего волшебства невелик, ты можешь выполнить только три желания. Что бы ты пожелал?» Во всех сочинениях дети пожелали добра не только себе, но и родственникам, друзьям, мурманчанам, а часто всем людям на Земле Не забыли они и “братьев наших меньших”, и ранимую природу Севера. Вот отрывки из некоторых ответов (задание было анонимным): «Во-первых, я сделала бы так, чтобы всем людям стало хорошо, чтобы все стали богатыми. Чтобы ни кто не ссорился. Второе мое желание - чтобы все дружили и у всех были друзья в раз ных странах, и чтобы всем было хорошо. А третье мое желание - чтобы все были ум ными, грамотными и не обязательно красивыми.. .» «Если бы я была волшебницей, то первым моим желанием было бы сделать так, чтобы в мире не было беспризорных животных. Я сделала бы для них приюты, где их никто не будет обижать. Второе мое желание - это кругосветное путешествие Я побы вала бы в Египте, Греции, Италии, а потом в Дисней-Ленде. Я хотела бы побывать в самых заповедных уголках Земли. Третье мое желание было бы исполнить очень труд но, но я постаралась бы дать всем людям счастье и здоровье. Волшебников нет, но мо жет это и к лучшему Иначе все волшебники начали бы исполнять свои желания, а же лания ведь могут быть разные. Я считаю, что волшебник должен быть только добрым.» «Первое мое желание я потратил бы на то, чтобы у всех бездомных детей поя вился хороший дом. Второе мое желание хочется использовать так, чтобы все бедные стали богатыми. Потом обеспечила бы едой и питьем всех бездомных животных: собак и кошек и дала бы поесть голубям и воробьям в долгую холодную зиму. Вообще с жи вотными все было бы в порядке. А свое третье желание я бы потратила на школу. Что бы не было двоечников, а все были бы отличниками, а на дворе было бы только лето Ну, а если бы было четвертое, пятое и шестое желания, я бы дала себе и своим друзьям денег, свою бабушку излечила бы от астмы, купила бы себе дом и завела бы штук де сять породистых собак » Было бы ошибкой из этих искренних, эмоциональных детских рассуждений де лать серьезные выводы об иерархии их ценностей Надо помнить, что для детей млад шего школьного возраста, во-первых, взрослые, особенно хорошие учителя - непрере каемый авторитет А они, действительно, учат детей только хорошему. Во-вторых, ценности детей очень не постоянны Они быстро меняются под воздействием множест 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz