Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

сущность такого подхода, они пишут: «Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий пери­ од их детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не совершается прямым пу­ тем. Ценности “присваиваются” в ходе духовных усилий самой личности. Они, эти усилия, должны быть направлены, организованы, облегчены и методически разработа­ ны - все это и следует сделать школе и педагогам, как, впрочем, и семье, которая завела детей и обязана выращивать личность, человека, индивидуальность, субъект» 1 По мнению ряда исследователей (Г П Выжлецова, В.Н. Даниленко, В.Н. Сага- товского), величайшая трагедия нашего общества состоит в стремлении следовать идеалам, не имеющим под собой естественной почвы В недавнем прошлом - это абст­ рактный идеал вненационального коммунистического человека вообще, теперь - столь же абстрактная абсолютизация общечеловеческих ценностей или вульгарная “конкретизация” идеала в рекламных штампах массовой культуры. “Виной” этой тра­ гедии является принципиальная противоречивость и недовоплощенность духовных ос­ нов русской культуры. К середине 90-х годов произошли коренные изменения жизненных ценностей и идеалов, которыми руководствуются россияне Сегодня главными ценностями являют­ ся сугубо личные, связанные с микроклиматом человека, - это здоровье, семья, жили­ ще, материальная обеспеченность. В то же время снизилось значение таких ценностей, как творческая деятельность, искусство, работа, общественная активность и признание Эту общероссийскую тенденцию подтверждают и исследования ученых МГПИ Так, среди учащихся школ, ПТУ, техникумов в возрасте 14-18 лет большинство опро­ шенных на первое место ставят материальный комфорт (47%) Только 10% выпускни­ ков верят в науку и разум, только 8,2% старшеклассников относятся к труду как к зна­ чимой ценности, немногие молодые люди признают христианские ценности (всего 6%), и, наконец, самое печальное - на последнем, 14-м месте, в ряду жизненных ценностей оказался патриотизм. Студентам 3-4-х курсов МГПИ (истфилфак) было предложено составить иерар­ хию своих жизненных ценностей из следующего ряда: образование, власть, здоровье, любовь, общественное признание, материальная обеспеченность, любимая работа, дружба, религия, семья, искусство, демократия. Наиболее значимыми жизненными ценностями для студентов оказались: здоро­ вье - 60,5%, любовь - 14,6%; семья - 12,1%, дружба - 7,3%; власть - 4,8%. Ни один студент на первое место не поставил такие жизненные ценности как образование, общественное признание, материальная обеспеченность, любимая работа, религия, искусство, демократия Для выявления иерархии нравственных ценностей студентов им был предложен следующий ряд качеств личности, который они должны были выстроить в порядке зна­ чимости: смелость, эгоцентризм, ответственность, предприимчивость, честность, праг­ матизм, доброта, патриотизм, деликатность, альтруизм, самообладание, оптимизм, ин­ теллигентность, убежденность, милосердие, целеустремленность. “Разброс” мнений студентов оказался очень широким. Но наиболее значимыми для них оказались сле­ дующие нравственные качества личности: честность - 21,9%; доброта - 17%, ответст­ венность - 12,1%. Патриотизм является ценностью лишь для 4,8%, а альтруизм - для 2,4% студен­ тов. С другой стороны студенты не считают значимой ценностью прагматизм Важным был вопрос: «На какие ценности и стандарты - западные, традиционно российские или советские должна ориентироваться сегодня Россия?» ' Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 8. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz