Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
процесса в средней и высшей школах привели к разработке и включению в федераль ный стандарт новой научной дисциплины - культурологии. «Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях суще ствования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.» Культурологический компонент системы образования необходим для того, «чтобы соединить: 1) разрозненные гуманитарные знания в единое целостное пред ставление о мире, о человеке, его культуре; 2) для того, чтобы понять, осознать особен ности отношения к ценностям культуры и самой культурной деятельности как отдель ного педагога, так и конкретного педагогического коллектива, как отдельного ученика, так и класса, а также отношение к культуре родителей учащихся».1 Введение в 1994 году в образовательный стандарт педагогических вузов курса «Культурология» значительно улучшило гуманитарную подготовку будущих учителей к учебно-воспитательной работе в школе, создало больше возможностей для ориента ции школьников на духовно-культурные ценности. Однако более важным фактором, стимулирующим решение рассматриваемой проблемы, является осуществление давно назревшей задачи получения всеми россий скими детьми качественного, полноценного среднего образования. Девятилетнее базо вое образование, которое декларирует «Закон РФ об образовании», во-первых, не соот ветствует ни экономическим, ни духовным потребностям современного общества, во- вторых, не все дети его получают. Недооценка роли образования и науки в постсоветском государстве уже привела к тому, что мы потеряли лидерство в этой сфере, и существует реальная угроза «быть выброшенными» на задворки стран третьего мира. Было бы наивно думать, что научные знания сами по себе, автоматически без целенаправленной деятельности учителей и воспитателей, без их педагогического мас терства и использования современных образовательных технологий переходят в нрав ственные качества детей. Но знания, “очеловеченные” в процессе взаимодействия с детьми, подкрепленные нравственным примером наставников создают условия для ориентации детей на духовно-культурные ценности. Профилактика дезадаптивного поведения у подростков Н.А. Рычкова, К.П.Н., доцент Многочисленные эпидемиологические и психолого-педагогические исследова ния, проведенные нами в период 1990-1999 годы, отчетливо показали на наиболее па тогенное значение в формировании дезадаптивного поведения подростков таких фак торов как влияние родительской семьи на ранних этапах социализации, наличие опре деленного наследственно-конституционального или экзогенно-органического фона, предрасполагающих к становлению аномалий характера и личности. Нарушения пове дения при этом фиксируются рано. Эти данные позволяют установить критерии для выделения контингентов детей с высоким риском развития патологических поведенче ских расстройств, что может способствовать большей конкретизации психопрофилак тических мероприятий По полученным данным, патология поведения становится отчетливой к 10-12- летнему возрасту, отмечаясь обычно задолго до криминальных нарушений поведения Проявляясь сочетанием разного рода патологических поведенческих реакций, она, как 1Орлов В.Н. Культурологический компонент современного образования: Сб науч статей Че ловек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред Г П Выжлевцева и др. - Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996 - С 173 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz