Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
Исследователь литературного краеведения Кольского края Л.Т. Пантелеева под черкивает влияние искусства Севера на русскую и советскую культуру: «Народное ис кусство северного края, воздействовавшее на общерусскую культуру и общественное самосознание, и в эпоху научно-технического прогресса не утратило этой роли. Оно продолжает служить советской культуре, своеобразно преломляясь в произведениях Ф. Абрамова, О Фокиной, В. Белова, Н. Рубцова, В Маслова и др.». Огромные воспитательные возможности имеет фольклор, особенно сказки. На это обратил внимание еще К.Д. Ушинский: «Это - первые и блестящие попытки рус ской народной педагогики и я не думаю, что кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, из этих беспрестанных повторений .. слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса».2 И.А. Ильин подчеркивал, что «национальное воспитание неполно без нацио нальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрыва ется от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чуже земным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия».3 Действительно, сказки не только раскрывают нравственные ценности народа, содержание жизни, хозяйственную деятельность, особенности природы, но главное - передают менталитет конкретного народа, проживающего в конкретном регионе. «Сказки поморов Терского берега при всей традиционности сюжетов имеют и свои специфические особенности. Ярко выражен местный колорит: море соединяет мир фантастический и реальный - где бы ни бывали, как бы ни плутали герои, они обяза тельно выходят к морскому берегу, простору. Делает неповторимой сказку неторопли вая, размеренная, с непоследовательным “цоканьем”, с часто употребляемой в конце фразы частицей “дак” поморская речь Они раскрывают патриархальный демократизм отношений поморов, не знавших крепостного права: цари и царицы напоминают обык новенных крестьян, у них нет подданных, они сами пекут подорожники, строят кораб ли, по-мужицки работают в море».4 Суровая арктическая природа, кочевой образ жизни и занятия оленеводством, рыбной ловлей, охотой наложили отпечаток на саамскую культуру, в том числе на на родное творчество. В жанровом отношении саамский эпос представляет сказки (сказа ния о реальных событиях), ловты (мифы, легенды), майне (сказки), муштоллы (бы вальщины). В саамском фольклоре нет таких эпических жанров, как былины: исторические песни, сказания и сказки смыкаются, отражая героизм древних лопарей. Поэтика сказки отличается свободой, сквозным развитием, что сближает ее с преданиями и легендами. Основная тема сказок - высмеивание людских пороков: лени, жадности, скупо сти, глупости. Принятие христианства послужило поводом для создания новых сюжетов, где фигурируют попы, черти, сатана. Жадными, коварными и вместе с тем глупыми изо бражаются в сказках богачи Понимание огромной роли культуры в гражданском воспитании, в успешном развитии всего общества, в решении задач гуманитаризации учебно-воспитательного 1Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. - Мурманск: Кн: и>во, 1988 - С 7 2Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1968. - С. 130 3Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 238-239 4 Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К Храни огонь родного очага - Мурманск: МГПИ, 1993 С.10-16. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz