Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.
это в какой-то мере песенный центр края, такое село, где в полной мере сохранились и культура, и народный быт, и общая этическая система северной деревни». И еще одно открытие писателя о специфике и важности народной поморской педагогики: «Там я впервые увидел, что ребята деревенские не в забросе. Вот когда они по деревне стайками бегают, взрослые делают им замечания. Причем, как правило, од нотипные. Интересная система, при которой я никак не мог понять, кто эта женщина, что кричит на улице на детей, кто она им: мать, тетка или вообще посторонняя То есть ее замечания были согласованы с миром деревни, - если что-то запрещают, то запре щают всем. Причем взрослые не пасут детей, они заняты своим делом. Покорило обращение поморов с детьми - очень бережное. Скажем, если ребенок облил чем-то стол, на него не кричат, - молча вытирают, на Севере любят чистоту. Во обще я привез в Варзугу своего сына и впервые отчетливо понял, насколько он плохо, отвратительно воспитан Тогда я впервые задумался, что же такое - культура Русского Севера».2 Попытка свести воспитательную работу только к формированию общечеловече ских ценностей опасна возможностью потерять национальное российское своеобразие, духовные национальные ценности и идеалы, народные и религиозные традиции, в том числе и художественные. Все перечисленное составляет феномен “историческая па мять”, без которой «нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспи тания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».3 Общеизвестно, что «именно в традициях закрепляется то, что приобретает ха рактер постоянства, устойчивости, что имеет определенную значимость в жизни дан ной нации и народности, что составляет основу культурной деятельности людей На родные традиции охватывают все стороны человеческой деятельности; хозяйственную, культурную, эстетическую, политическую. Они тесно связаны с трудом и семейным укладом, бытом». 4 Народная артистка СССР Н.К Мешко, солистка Северного русского народного хора рассказывает: «Ни самого человека, ни речь его, ни песню не оторвать от приро ды, от земли, которая не только поит и кормит, но и питает сердце, наполняет жизнен ной силой. Природа сообщает северянину высокий настрой духа, неторопливое тече ние мыслей. В речи, манерах поведения, способах общения северян проявляются есте ственные для них, выработанные веками уважительность, деликатность, вниматель ность, сохраняющиеся даже в самых отчаянных плясках... »5 В наследии поморского Севера все весомо и значимо. «Нельзя не сказать о важ нейшей детали - костюме. Народный костюм не просто нарядное одеяние. Он несет в себе нравственную идею, которая говорит о характере, обычаях и манере поведения мастериц, создавших его. Северный костюм отличает чистота линий, строгость силу эта, переливчатая световая гамма, в которой играют все краски Русского Севера. Каж дый костюм имеет свое назначение - у невесты одно, у свахи другое. Он выявляет и подчеркивает целомудренное достоинство, степенную стать и жизненную стойкость северянки» 1Балашов Д. Я не получившийся человек // Мурманский вестник. - 1998. - 11 апреля. 2 Там же. 3Волков Г.Н Мы обозначены единым словом «человек»... //Народное образование. - 1997 - №5. - С 82. 4 Плкжин В.У. Художественные традиции саамского народа в эстетическом воспитании уча щихся: Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук - М., 1998.-С . 4. 5Мешко Н.К. Песни Русского Севера // Памятники Отечества: Альманах - 1982. - №2 - С 154 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz