Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

это в какой-то мере песенный центр края, такое село, где в полной мере сохранились и культура, и народный быт, и общая этическая система северной деревни». И еще одно открытие писателя о специфике и важности народной поморской педагогики: «Там я впервые увидел, что ребята деревенские не в забросе. Вот когда они по деревне стайками бегают, взрослые делают им замечания. Причем, как правило, од­ нотипные. Интересная система, при которой я никак не мог понять, кто эта женщина, что кричит на улице на детей, кто она им: мать, тетка или вообще посторонняя То есть ее замечания были согласованы с миром деревни, - если что-то запрещают, то запре­ щают всем. Причем взрослые не пасут детей, они заняты своим делом. Покорило обращение поморов с детьми - очень бережное. Скажем, если ребенок облил чем-то стол, на него не кричат, - молча вытирают, на Севере любят чистоту. Во­ обще я привез в Варзугу своего сына и впервые отчетливо понял, насколько он плохо, отвратительно воспитан Тогда я впервые задумался, что же такое - культура Русского Севера».2 Попытка свести воспитательную работу только к формированию общечеловече­ ских ценностей опасна возможностью потерять национальное российское своеобразие, духовные национальные ценности и идеалы, народные и религиозные традиции, в том числе и художественные. Все перечисленное составляет феномен “историческая па­ мять”, без которой «нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспи­ тания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».3 Общеизвестно, что «именно в традициях закрепляется то, что приобретает ха­ рактер постоянства, устойчивости, что имеет определенную значимость в жизни дан­ ной нации и народности, что составляет основу культурной деятельности людей На­ родные традиции охватывают все стороны человеческой деятельности; хозяйственную, культурную, эстетическую, политическую. Они тесно связаны с трудом и семейным укладом, бытом». 4 Народная артистка СССР Н.К Мешко, солистка Северного русского народного хора рассказывает: «Ни самого человека, ни речь его, ни песню не оторвать от приро­ ды, от земли, которая не только поит и кормит, но и питает сердце, наполняет жизнен­ ной силой. Природа сообщает северянину высокий настрой духа, неторопливое тече­ ние мыслей. В речи, манерах поведения, способах общения северян проявляются есте­ ственные для них, выработанные веками уважительность, деликатность, вниматель­ ность, сохраняющиеся даже в самых отчаянных плясках... »5 В наследии поморского Севера все весомо и значимо. «Нельзя не сказать о важ­ нейшей детали - костюме. Народный костюм не просто нарядное одеяние. Он несет в себе нравственную идею, которая говорит о характере, обычаях и манере поведения мастериц, создавших его. Северный костюм отличает чистота линий, строгость силу­ эта, переливчатая световая гамма, в которой играют все краски Русского Севера. Каж­ дый костюм имеет свое назначение - у невесты одно, у свахи другое. Он выявляет и подчеркивает целомудренное достоинство, степенную стать и жизненную стойкость северянки» 1Балашов Д. Я не получившийся человек // Мурманский вестник. - 1998. - 11 апреля. 2 Там же. 3Волков Г.Н Мы обозначены единым словом «человек»... //Народное образование. - 1997 - №5. - С 82. 4 Плкжин В.У. Художественные традиции саамского народа в эстетическом воспитании уча­ щихся: Дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук - М., 1998.-С . 4. 5Мешко Н.К. Песни Русского Севера // Памятники Отечества: Альманах - 1982. - №2 - С 154 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz