Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и ми­ роощущения людей». Существует множество культур (типов культур), реализовавшихся в истории. Культура каждого народа, жившего в любую эпоху, уникальна, неповторима и значима для человечества. Наличие множества различных культур создает условие для их взаимообогащения. «Сотрудничество разных народов, - справедливо утверждает И.Р. Шафаревич, - порождает культуру более высокую, чем мог создать один из них. Культура и самого крупного из народов приобретает при этом новое измерение А гении, принадлежавшие небольшим народам, достигают общечеловеческого значения, какое они вряд ли имели бы, не будь причастны более мощной культуре, как, скажем, шотландец Вальтер Скотт - общеанглийской. Но еще более яркий пример дает именно наша культура, имею в ви­ ду Гоголя. Его гений грандиозен, но он не мог бы раскрыться в такой глубине, достичь вершины человеческих возможностей, если бы не был обогащен русской культурой». Через человека возможен и необходим диалог культур, так как, во-первых, бога­ тая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Диалог культур не только ду­ ховно обогащает учителя и детей, но это еще один из путей возрождения, сохранения и развития уникальных культур народов Кольского Севера На Кольской земле (территория современной Мурманской области) издавна взаимодействовали такие разные самобытные культуры, как культура русского населе­ ния, выходцев из Новгородских земель и коренного населения края - саамов (лопарей), а также культуры, пришедших с Урала в XVII веке, народа коми (ижемцев). Для современной общенациональной культуры России культура поморского на­ селения Кольского края (фольклор, деревянное зодчество, декоративно-прикладное ис­ кусство, иконопись, народные традиции и обычаи) исключительно важна, т.к. именно здесь в силу особенностей исторического и экономического развития, географического положения (Крайний Север, отдаленность территории от центра, отсутствие дорог) со­ хранились в первозданном виде самобытная русская культура, российский менталитет. На эту особенность нашего края обращает внимание и академик Д.С. Лихачев: «Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, - это то, что он самый русский Он не только душой русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре Он спас нам от забвения русские былины, рус­ ские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию - песенную, словесную, русские тру­ довые традиции - крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замеча­ тельные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины».2 Не случайно Д.С. Лихачев и В. Янин рассматривают Русский Север как памят­ ник отечественной и мировой культуры: «... это огромный, раскинувшийся на тысячи квадратных километров музей, причем музей с большим запасом не выявленных и не­ исследованных экспонатов. Сохранить все это историко-культурное богатство для по­ томков - задача государственной важности, наш гражданский, патриотический долг Необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить Север как единое целое». Известный писатель, фольклорист Д М. Балашов, побывав на Терском берегу Кольского полуострова, написал: «В Варзуге я понял, что такое культура... Варзуга - 1Шафаревич И Р. Из-под глыб // Путь из-под глыб. - М.: Современник, 1991. - С. 237-238. *Лихачев Д.С. Предисловие // Гемп К.П, Сказ о Беломорье. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983 - С 7. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz