Дранишников, В. В. Ориентация школьников и молодежи на духовно-культурные ценности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ (15-19 ноября 1999 г.) : [сборник научных трудов] / М-во образования Российской Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – Т. 1. – С. 12-25.

диться в прямой зависимости от уровня развития конкретного учителя, его индивиду­ альных мировоззренческих позиций и т.д.; создать комплексы учебных пособий, учебников для такого метода обучения де­ тей в ближайшее время невозможно и т.д.; стереотипность мышления, отработанная за многие годы технология образова­ ния - тоже серьезный тормоз в организации на уроке “диалога культур”. Однако, безусловно, на ряде уроков, прежде всего обобщающе-повторительных, на факультативных и кружковых занятиях “диалог культур” может быть успешно ис­ пользован и для активизации познавательной деятельности, и для осмысления целост­ ного “мира культуры”. Интересно как рассматривал культуру Н.К Рерих. Он расчленял это понятие на две части: “Культ” - почитание, “Ур” - свет. Получалось: почитание света. Отсюда его лозунг «Мир через культуру» расшифровывался как «Мир через утверждение свето­ носного начала в людских душах». Тем самым он подчеркивал, что «нам надо не про­ сто мир, а мир преображенный, облагороженный, поднятый общими усилиями на свер­ кающую высоту духа».1 Не случайно Н.К. Рерих обозначал слова “Мир” и “Культура” заглавными буквами. «В жизни людей, по мнению английского социолога Н. Смелзера, культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполня­ ет генетически запрограммированное поведение.»2 В обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объеди­ няющий искусство, религию, науку и т.д. Это объемное, собирательное, интегративное понятие исключительно важно для педагогики, т.к. оно обозначает универсальное от­ ношение человека к миру, к самому себе. Не случайно одной из важных и конкретных задач, которые стоят перед школой, является формирование базовой культуры, которая рассматривается как «некоторая целостность, включающая оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих личности развиваться в гармо­ нии с общественной культурой, вносить в ее развитие свой вклад».3 Приоритетными направлениями базовой культуры являются: «1. Культура жизненного самоопределения (т е. формирование культуры отно­ шения человека не только к обществу, но и к самому себе, своему здоровью, к своим способностям, увлечениям) 2. Культура семейных отношений. 3. Экономическая культура и культура труда 4. Политическая, демократическая и правовая культура (ребенок должен знать свои права, записанные в «Конвенции о правах ребенка», и уметь их отстаивать). 5. Интеллектуальная, нравственная культура и культура общения. 6. Экологическая культура 7. Художественная культура. 8. Физическая культура». Обобщает вышесказанное определение культуры, которое дано С.Н. Жаровым в учебнике «Культурология»: «Культура - это универсальный способ творческой само­ реализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает пе­ ред человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в не­ которое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.) Этот 1Рерих Н.К. Мир через культуру: Сборник. - М.: Советский писатель, 1990 - С. 7-8 2Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - С. 41. 3 Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образо­ вания - 1991 - №8 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz